Не без смущения: россияне провалили проверку Стерджесом

Центр фотографии имени братьев Люмьер

8 декабря в столичном Центре фотографии имени братьев Люмьер со второй попытки открывается выставка американского фотографа Джока Стерджеса "Без смущения".

Впервые она была открыта 9 сентября 2016 года. Но после того, как блогерша Лена Миро (для которой разврат - это секс, в котором она не участвует) опубликовала не представленные в Москве фотографии Стерджеса с обнаженными детьми, на брошенные походя слова об "извращенце" отреагировали сенатор Елена Мизулина и уполномоченная по правам ребенка Анна Кузнецова, которые потребовали прокуратуру провести проверку.

25 сентября представители организации "Офицеры России" и их шеф, член Общественной палаты Антон Цветков блокировали выставку и потребовали её закрытия. Через два дня Цветков заявил, что выставка не нарушала законодательства, однако организаторы выставки почли за лучшее её свернуть.

Теперь же куратор центра фотографии имени братьев Люмьер Наталья Григорьева-Литвинская объявила, что Следственный комитет России не нашел в выставке признаков детской порнографии.

В интервью "Правде.Ру" художник, член Ассоциации искусствоведов России Вера Лагутенкова объяснила, что подобные выставки никогда не проводятся без предварительной экспертизы, поэтому и первое ее открытие "не может быть каким-то спонтанным решением одного человека": "Это так или иначе соотносится с тем или иным тематическим кодом, который может прозвучать в рамках той или иной выставки, созвучной тем или иным событиям в рамках определенного времени. Либо это может быть юбилей, либо какое-то знаковое событие, к которому приурочена та или иная экспозиция", — пояснила наша собеседница.

Печальную участь, постигшую первую выставку, она связывает с определенной степенью невежества в современном обществе.

"Проблема в том, что у нас большая часть людей даже не заглядывает в словарь — что означает слово "порнография", слово "эротика", что означает "художественный вымысел". И навешивают те ярлыки, которые искусству как уникальному явлению, которое вбирает в себя многие аспекты человеческой деятельности, не соответствуют.

Порнография — совершенно конкретное явление, которое к искусству не имеет отношения, а это (работы Стерджеса — прим. ред.) действительно художественная фотография. Мне удалось посмотреть, и я даже никак не могла предположить, что это может отнестись кем-то к чему-то непотребному.

Безусловно, есть категории посещения различных культурно-досуговых и просветительских мероприятий: 6+, 12+, 18+. Но это вовсе не значит, что надо навешивать какие-то ярлыки, которые не соответствуют этому заявлению. Я солидарна с коллегами. Критерии — порнография это или искусство? — я думаю, каждый может открыть словарь и посмотреть, что это такое.

Есть разделение между порнографией и эротикой, и это одна история. А почему надо еще через очередной знак равенства ставить искусство, я не понимаю".

В отношении к работам фотохудожника российские ханжи пошли по стопам американских фарисеев. 25 апреля 1990 года агенты ФБР ворвались в студию Джока Стерджеса в Сан-Франциско полиция и конфисковали жесткие диски, фотоаппараты, негативы, готовые снимки и прочее имущество и материалы.

Годичное разбирательство и прочие акции протеста только способствовали популяризации творчества фотографа. По собственному признанию Стерджеса, он теперь и сам не понимает: его произведения популярны благодаря своим художественным достоинствам или это результат возникающих вокруг них скандалов.

Индийский мистик и духовный лидер Ошо (Бхагаван Шри Раджниш) однажды так ответил на вопрос о запрете на секс: "Если позволить человеку быть в сексе совершенно свободным, не будет никакой возможности им управлять, будет невозможно сделать его рабом. Запрет на секс, подавленный секс — это фундамент человеческого рабства. И человек не будет свободен до тех пор, пока его сексуальной энергии не будет позволен её естественный рост".

Но мы знаем, что некоторых чистоплюев или импотентов раздражает даже не секс, а его призрачное подобие или прозрачный намек в изобразительном искусстве. Но таких людей не возмущают кадры насилия, где льется кровь и лежат изувеченные тела.

Вспомните эпизод из прекрасного байопика Милоша Формана "Народ против Ларри Флинта", когда издатель порнографического журнала "Хастлер" демонстрирует на контрасте снимки обнаженных и расчлененных тел, вопрошая, что вам больше нравится: "Жизнь или убийство? Прекрасное или смерть?"