Бари АЛИБАСОВ: музыка меняется каждые пять лет

В советское время только Хор Александрова мог "хей" крикнуть да свистнуть один разок. Все было очень сдержанно. Наверное, мощные эмоции выплескивались на стройках века. Но появился Полад Бюльбюль-оглы со своими придыханиями, фурнитурой, опеванием и эмоциями. Это была революция в музыке. О советской и нынешней эстраде, о том, как музыка влияет на развитие народов и всего человечества, генеральному директору "Правды.Ру" Инне Новиковой рассказал заслуженный артист России, главный "нанаец" Бари Алибасов.

— В советское время на эстраде можно было только рукой махнуть, и все. Исполнители стояли, как скала.

— Да, все стояли и пели, не двигаясь.

— А люди плакали, хлопали и все в соплях уходили с концерта.

— Конечно.

— Сейчас ваши ребята разве что на люстре не висят. Что вы с ним делаете, что они могут так прыгать, да еще и петь при этом?

— Тренировка.

— А восприятие зрителя усиливается от того, что исполнитель прыгает?

— Конечно. Вы машете рукой сейчас, когда разговариваете. И я так же. Представляете, мы так будем сидеть и говорить, как это было положено на телевидении в советские времена. Тогда еще учили так: возьмите что-нибудь в руки и держите руки на столе, чтобы не махать.

Вот я не понимаю, почему нужна была такая эмоциональная сдержанность. Тогда ведь только Хор Александрова мог "хей" крикнуть да свистнуть один разок. Все было очень сдержанно. Мне кажется, эта сдержанность необходима была для того, чтобы человек на работе выплескивал свои чувства. Наверное, мощные эмоции выплескивались, когда необходимо было строить ГЭС, перекрывать Енисей и так далее.

— Но мы же все равно эмоциональные. Одна "Дубинушка" чего стоит! И чего у нас только не было…

— Да, конечно. Шаляпин перевернул сознание этой "Дубинушкой". Там столько страсти было, что хочется взять дубину, пойти и ударить кого-нибудь по башке, послушав Шаляпина. А потом все выровнялось, все исполнители стали петь одинаково.

Но позже появился Полад Бюльбюль-оглы со своими придыханиями, фурнитурой и опеванием. Да, и еще эмоции! Я и сейчас очень люблю Полада и всегда рад встрече с ним. Он утверждает, что он академично все пел, но на самом деле это была революция.

— У него столько задора было. Вот песня из фильма "Не бойся, я с тобой"…

— Да-да, так там же как раз и наша группа "Интеграл" пела, было очень много материала музыкального.

— Там просто бешеная энергетика и те же самые десять оргазмов, как вы говорили.

— Точно, поэтому фильм имел такой вот ошеломляющий успех. Юлий Гусман до сих пор пользуется успехом от этого фильма, по-моему. А то, что концерты в основном проходили спокойно, — наверное, выплеск энергии был необходим в общем труде на благо советской Родины. Там натаскаешься рельсов на БАМе или бетона на братскую ГЭС, остается только петь какую-нибудь колыбельную.

— А сейчас получается, что нам делать нечего, если стали на сцене вытворять такие трюки акробатические, что спортсмены должны рыдать от зависти? Это хорошо или плохо?

— Я думаю, что внутренняя энергия, которая закрепощается и которой нет выхода, все равно рано или поздно выплескивается. Совершенно непотребным был Элвис Пресли, когда впервые появился. Его в США запрещали показывать по телевизору ниже пояса, потому что он вертел задницей. Это было запрещено. Ведь Америка пуританская страна была. И его показывали только выше пояса.

— У него, кстати, и по голосу все ясно.

— Да, но он еще и жопой очень активно помогал себе. Но в послевоенное время сразу же благодаря внутренней свободе, которая возникла на волнах победы над фашизмом, людям в пуританской Америке захотелось выплеснуть эмоции. И появился рок-н-ролл.

Но сначала была как бы проторена дорожка джазом негритянским, где певцы, музыканты не сдерживали себя. А белые сдерживали, но им было у кого учиться, так как черные коллеги-музыканты вели себя на сцене абсолютно свободно. Цыганская музыка была самая распространенная в массовом сознании.

Противостояние музыкальных стилей, разных национальных музыкальных источников рождает новое свободное творчество. У нас в советское время были очень популярны кавказские исполнители, потому что кавказская музыка более эмоциональна, чем русские народные хороводы.

— Тогда ведь в ресторанах эта музыка стала появляться, под нее было хорошо танцевать. Она эмоциональная, неразрывна с красивыми тостами.

— Все так. Вы подводите очень близко к ответу на незаданный вопрос. Они ведь еще и бухали перед тем, как включить эмоции. А когда один стакан, второй, там уже не до сдерживания, не до приличия — уже хочется рубашку порвать. И пошел, с притопом, с прихлопом…

— А что сейчас? Вообще нет никаких правил и ограничений? Можно прыгать, висеть на люстре, хоть в ванной сидеть и петь. Почему так?

— Сейчас музыкальная палитра, так же как музыкальная интонация и музыкальный дух, радикально меняется каждые четыре-пять лет. Вот на данный момент, на 2017 год, тенденция довольно сдержанная в музыке. Музыка довольно спокойная, темп спокойный, и эмоции тоже.

Поют фальцетом практически все, никто не поет грудью и грудным звуком. Текущая молодежная музыка вся на таком придыхании — ахххх… аа… И все это идет фальцетом. И темп довольно спокойный, ровный, нет той экспрессии, которая была еще совсем недавно.

— То есть БАМ они не построят?

— Нет, там нет того драйва, который был в песнях БАМа, в рок-н-ролле или в истерике джаза. Абсолютно полной безбашенности сейчас нет. Есть состояние танцплощадки, когда ты спокойный.

Всегда на развитие музыки оказывали влияние сборища на танцплощадках. Всегда. Раньше танцевали под духовой оркестр, такая и музыка была. Потом пошла другая музыка. Под большие джазовые оркестры, по 20-25 человек играло. Я был на одном из таких вечеров в Парке Горького, когда впервые приехал в Москву в начале 70-х годов. Менялась не только музыка, вместе с этим менялась и биопсихофизиологическая среда нации.

— А почему вы все время говорите про молодежь? На самом деле, музыку слушает и любит не только молодежь.

— Стародежь слушает музыку из шкатулки, куда все уже напихано, там уже все давно лежит и не меняется. Они со своей шкатулкой и умереть готовы, со своей музыкой, которая была в эпоху их молодости. Потому что в средние годы они все работали, занимались детьми, а сначала еще всю ночь надо было пахать, чтобы ребенка родить.

Какие уже тут танцы… В 27-28 лет — прощайте песни молодости, потому что домашний быт поглощает полностью, не до танцев. Поэтому мы пристрастно относимся к этой музыке и пытаемся сохранить или воспроизвести заново эти эмоции, когда нам было от 14 до 30.

Музыка, конечно, затрагивает значительно раньше и очень глубоко чувства, и проявить себя в молодости мы можем только в танце. Весь путь развития человечества очень легко определить по тому, что люди танцуют на массовых сборищах.