Великобритания и Аргентина вновь делят спорные острова

В Южной Атлантике возобновляется давний спор между Великобританией и Аргентиной за обладание Фолклендскими (Мальвинскими) островами. В какой-то момент показалось даже, что на горизонте замаячил призрак повторения англо-аргентинской войны 28-летней давности.

25 февраля английская газета The Sun написала о том, что в  конце январе в районе, прилегающем к спорным (но контролируемым Великобританией) островам, где британские компании ведут добычу нефти и газа, случился  неприятный инцидент. Экипаж корабля военно-морских сил Британии York был вынужден пристально наблюдать за манёврами аргентинского военного судна Drummond, которого в итоге "попросили" покинуть эти воды. На подмогу из Англии якобы спешила и подводная лодка.

26 февраля оказалось, что изложенное в газете по большей части оказалось правдой. "Мы можем подтвердить, что 28 января ночью при плохой погоде наш корабль York и аргентинский корабль действовали в одном районе", - отмечается в заявлении Минобороны Великобритании. Ведомство дало понять, что между кораблями двух стран имел место "контакт", однако дело ограничилось "дружественными радиопереговорами".

Естественно, что в связи с "контактом" вспомнились события 28-летней давности, когда Аргентина начала войну за обладание островами. В итоге англичане сохранили их за собой. Но сейчас  пока что речь об экстремальном развитии событий не идёт.  Минобороны Британии отметило, что военный контингент на островах не увеличивался, и подлодка туда не посылалась. Со своей стороны, аргентинские военные о событиях месячной давности пока ничего не сообщали.

Информация о соприкосновении английского и аргентинского военных кораблей  совпала с новым обострением полемики  вокруг статуса островов. Она вспыхнула  как раз в январе. Тогда в Лондоне было объявлено, что британская компания Desire Petroleum в ближайшее время начнёт разведку недр в 160 километрах от Фолклендских островов. По оценкам экспертов, там могут залегать около 60 миллиардов баррелей нефти.

Фото: AP

В ответ в начале февраля глава МИД Аргентины Хорхе Тайана выразил протест в связи с намерениями англичан начать геологоразведочные работы. По его мнению, речь идёт о незаконных действиях в экономической зоне, которая является  исключительно аргентинской. В середине месяца эта страна пошла дальше, объявив об установлении контроля над 500-километровой зоной к востоку от берегов своей страны. Теперь все суда должны получить соответствующие разрешение на нахождение в этом районе от аргентинских властей. Под чей контроль, таким образом, попадает и акватория спорных островов, поскольку они находятся на расстоянии 483 километров от берегов этого латиноамериканского государства. Кроме того, Аргентина упрекнула англичан в систематическом нарушении резолюций ООН, которые призывали обе страны воздерживаться от односторонних действий и провести переговоры о статусе архипелага.

В Лондоне же обсуждать статус островов и полемизировать о начале геологоразведочного бурения не собираются. В середине текущего  месяца секретарь комитета британского парламента общин по делам Фолклендов Эндрю Росинделл призвал со всей серьёзностью отнестись к действиям Аргентины, стремящейся поставить под сомнение принадлежность архипелага британцам.

Читайте также: Россия поможет Аргентине вернуть Фолкленды?

Некоторые заявления англичан звучат весьма воинственно. "Всем прекрасно известно, к чему попустительство Буэнос-Айресу привело в прошлый раз", - сказал Росинделл.  Явно намекая на пресловутую войну 1982 года, когда попытка аргентинцев овладеть островом окончилась для них неудачей. Ну а сейчас, в итоге, требования Аргентины о получении разрешения на плавание в районе Фолклендов было проигнорировано, и 21 февраля там заработала первая английская буровая платформа.

Но, продолжив наступление на дипломатическом фронте, Аргентина 23 февраля одержала важную победу. Это случилось на саммите глав государств Латинской Америки в мексиканском Канкуне. Там была принята декларация, в которой  все страны Западного полушария (кроме США и Канады) поддержали притязания Аргентины на спорный архипелаг. "Острова не могут не принадлежать Аргентине", - сказал по этому поводу президент Бразилии Луис Инасио Лула да Силва.

25 февраля глава МИД Аргентины Хорхе Тайана провёл встречу с генсеком ООН Пан Ги Муном и попросил его  вмешаться в ситуацию вокруг Фолклендов. В тот же день появилось  сообщение, что в ноябре-декабре текущего года испано-аргентинская нефтегазовая компания Repsol YPF намерена приступить к добыче "чёрного золота" в том самом районе, где пытаются это делать англичане.

Участие Испании, которая через свою долю в совместной с Аргентиной компании  также вступила в игру, выглядит весьма символично. Известно, что у испанцев также есть территория, которую она оспаривает у Британии - Гибралтар. Мало того, сейчас Испания  председательствует в ЕС, и она в состоянии блокировать резолюцию о поддержке действий англичан, которые те могут поставить на голосование в Евросоюзе.

И совсем неприятное для британцев известие пришло 25 февраля из Вашингтона. "США признают действующую на островах британскую администрацию, однако не поддерживают ни одну из сторон в требовании признать ее суверенитет", - говорится в заявлении американского Госдепартамента. Уместно вспомнить, что 28 лет назад президент США Рональд Рейган безоговорочно поддержал действия британского премьера Маргарет Тэтчер, силой восстановившей  контроль над островами.

Россия, Франция, Германия также не оказали британцам никакой поддержки. Получается, что отказ англичан обсуждать тему статуса островов  и распоряжаться их судьбой самостоятельно не поддерживает практически никто. Британия постепенно оказывается в дипломатической изоляции, но, имея мощный флот, она  по-прежнему чувствует себя довольно уверенно.

Кто прав в этом споре? С одной стороны, архипелаг, захваченный англичанами ещё в 1833 году, лежит ближе к берегам Аргентины, и на него распространяется действие резолюции ООН 50-летней давности о деколонизации. С другой, никакого коренного аргентинского населения, которое предстоит освобождать, на нём нет. Острова до XIX века были необитаемы, и, фактически, ничьими.

Но сегодня, кроме богатого нефтегазоносного шельфа, Фолкленды представляют собой своего рода ворота в Антарктиду - ключ к сокровищам самого южного и самого холодного материка. Уступать в этой борьбе не намерен никто - ставки слишком высоки.

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить