Предвыборная гонка в Венесуэле

"Койот" Чавес против "свиньи" Каприлеса

Нынешний президент Венесуэлы Уго Чавес и единый кандидат от оппозиции Энрике Каприлес имеют ровно месяц, чтобы завоевать голоса неопределившихся избирателей. Опросы общественного мнения демонстрируют совершенно разные тенденции — от уверенной победы на президентских выборах Чавеса до победы (с небольшим преимуществом) оппозиционера Каприлеса.

Надо сказать, что оба кандидата не стесняются в выражениях. Чавес назвал Каприлеса "подлой свиньей", а Каприлес Чавеса — "койотом" (по определению, гадким) и "старой лошадью", которая выдохнется "на последних 800 метрах". Стратегия Каприлеса на эти последние "метры" — агитировать, посещая муниципалитет за муниципалитетом. Чавес же ставит на многочисленные митинги, выступления на которых пресса потом растаскивает на цитаты. Вот, например, образец его красноречия. "Идите, ищите носилки, вы, секунданты в синем углу, поскольку своего "буржуазного" кандидата вы вынесете с ринга сразу же, он не продержится ни раунда", — цитирует президента газета Univision.

Выдвижение единого кандидата от оппозиции — это большой успех оппозиционных сил. Бывший губернатор штата Миранда Энрике Каприлес, однако, не считает себя "буржуазным" кандидатом, о себе говорит как о левоцентристе, а примером для подражания считает бывшего бразильского президента Инасиу Лула да Силву, которому Бразилия обязана экономическим процветанием и социальным реформам.

По мнению Джесси Чакона, бывшего министра кабинета Чавеса, а сегодня директора института "GIZ XXI", Каприлес выбрал для себя схему "левого политика" в стремлении завоевать избирателей, хотя таковым не является. Это вызвано объективными причинами. "Сегодня в Венесуэле политик, позиционирующий себя как правый, не имеет шансов на выигрыш", — говорит Чакон. Конечно, если в Венесуэле на 5 долларов можно залить в бак автомобиля 200 литров бензина, практически на улице записаться на льготную ипотеку, не платить за образование и учебу, то вряд ли либеральные лозунги будут иметь преимущество в агитации. Более того, это будет равняться политическому самоубийству.

Однако, согласно последним разоблачениям соратников Каприлеса по коалиции, конкурент Чавеса имеет конкретный план либерализации экономики. Исключенные из партии Дэвид де Лима и Уильям Охеда заявили, что этот секретный план предусматривает приватизацию нефтедобывающей и других экспортных отраслей промышленности, сворачивание социальных программ и девальвацию боливара. Каприлес, конечно, опроверг такие разоблачения, но с его приходом к власти они вполне вероятны. Не случайно он делает ставку на "молодежь", "новые идеи", "изменения" и "свободы".

Президент же позиционирует себя как "государственный деятель, который делает историю, и конкурирующий с парнем, который даже не тренировался". В избирательной кампании Чавеса, по мнению другогоаналитика,президента аналитического института Datanálisis Луиса Висенте Леона, доминируют три идеи, которые хорошо работали в прошлом: государственные субсидии, страх потерять эти субсидии и концепция "или Чавес, или хаос". Чавес уже предупредил, что если Каприлес победит на выборах 7 октября, то последний не только ликвидирует все социальные программы правительства, но и поставит Венесуэлу на порог гражданской войны.

"Сколько бы миллиардов долларов они не вбухивали (в избирательную кампанию — Ред.), сколько бы консультантов (из США — Ред.) не привлекали, за этой оберткой скрывается фарс", сказал Чавес.

Однако консультанты у Каприлеса, судя по всему, грамотные. Он не критикует социальные достижения Чавеса и не берет на вооружение недавний взрыв НПЗ Amuay, в результате которого погибли 42 человека. Хотя иногда выпады делает. Во время предвыборной поездки по нефтедобывающему штату Монагас Каприлес заявил следующее. "Вы слышите о каких-то предложениях со стороны правительственного кандидата? Нет, он думает о спасении планеты Земля, о спасении человечества. А кто же будет думать о том, чтобы в нашей нефтяной промышленности не происходили такие трагедии, как в штате Фалькон?". Правильную ли он выбрал стратегию, покажут выборы.

Каковы же шансы кандидатов? Энрике Каприлес Радонски, 40 лет, кандидат от Демократического союза (MUD), родился 11 июля 1972 года в Каракасе в семье католиков еврейского происхождения. Внук польских евреев, которые в 40-е годы прошлого столетия бежали от нацистов в Венесуэлу. Родители оппозиционера связаны с предпринимательским и производственным секторами страны, среди прочих можно назвать их участие в СМИ (газетная компания "Кадена Каприлес"), в индустрии развлечений ("Синекс"), в сфере оказания услуг и в секторе недвижимости. Социальное происхождение на него не работает, зато он новое лицо в оппозиции, и это плюс.

Президент, 57-летний Уго Чавес Фриас, возглавляющий Единую социалистическую партию Венесуэлы (PUSV), находится у власти с 1999 года. Согласно последним "секретным материалам" сайта WikiLeaks, российские врачи, приглашенные для консультации в Каракас, практически не дали Чавесу шансов на выздоровление. Поленьев в огонь подбросили и слова бывшего лечащего врача Чавеса Сальвадора Наваретте — тот заявил, что президенту осталось жить "максимум два года".

Однако пляска на еще не выкопанной могиле Чавеса только добавляет ему очков в рейтинг, особенно со стороны женского населения. Если за Каприлеса проголосовали на праймериз 3 миллиона человек, то Чавес только в своей партии имеет 7 миллионов сторонников. Что называется, почувствуйте разницу.

Читайте также:

Удар под дых русскому языку на Украине

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Автор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить