Социализм Чавеса пугает Америку

Уго Чавес обновил правительство, чтобы быстрее построить «социализм 21 века». Он обещает национализировать все, что было приватизировано. Эти меры укрепят и личную популярность президента Венесуэлы, который становится живым символом борьбы против влияния США. Вашингтон ощущает формирование нового центра силы, которому уже нельзя будет диктовать условия.

Недавно переизбранный на третий срок Уго Чавес объявил о начале строительства в Венесуэле социализма «как на Кубе». Это заявление он сделал, отправляя в отставку сразу 13 министров, недостаточно революционно настроенных для проведения радикальных преобразований.

Однако истинно латиноамериканская страсть к пышным церемониям потребовала обставить процедуру прощания с опальными политиками максимально торжественным образом. Все происходило в крупнейшем столичном театре, где Чавес лично вручал каждому уходящему члену кабинета высшую награду страны – орден «Франсиско де Миранда» первой степени.

Бывший вице-президент Ранхель, кроме того, в утешение получил от Чавеса шпагу – точную копию личного клинка Симона Боливара. Растроганный Хосе Винсенте Ранхель, принимая награду заявил, что «министры уходят из правительства, но не уходят из революции».


Тем не менее, революцию теперь будут продолжать другие, поскольку перестановки были произведены на ключевых постах правительства – заменили министров внутренних дел и юстиции, финансов, а также просвещения, здравоохранения, высшего образования, окружающей среды, социального развития и туризма.

Уго Чавес объявил что новый состав правительства должен обеспечить «ускоренное продвижение к социализму XXI века».

«Мы идем курсом на создание социалистической республики Венесуэла», - заявил он на торжественной церемонии приведения к присяге нового кабинета министров.

Чавес намерен начать проведение «социалистической конституционной реформы», в том числе национализации жизненно важных отраслей экономики и крупнейших частных предприятий.

«Стратегические ресурсы, обладание которыми является вопросом суверенитета, независимости и безопасности Венесуэлы, должны вновь стать народной собственностью», - заявил он.

Президент также обратился к Национальной ассамблее с предложением принять специальный закон, наделяющий главу государства особыми полномочиями для реализации «стратегических планов правительства» и, в частности, дать возможность издавать указы, имеющие законодательную силу.

«Мать всех революционных законов» – так назвал Чавес этот готовящийся пакет законов, который будет принят Национальной Ассамблеей в самое ближайшее время. В этом мало кто сомневается, поскольку сторонники действующего президента составляют в парламенте устойчивое большинство.

В первую очередь, венесуэльский президент собирается внести поправки к статьям конституции страны, которые отменяют автономию Центробанка. Чавес заявил, что Центробанк не должен быть независимым, и средства из его золотовалютного запаса должны быть использованы для социалистических преобразований.

По крайней мере, 7 миллиардов долларов из 37 накопленных благодаря высоким ценам на нефть будут перечислены в фонд национального развития уже в этом году.

Национализации, по планам Чавеса, в первую очередь подлежат предприятия электроэнергетики, водоснабжения, электросети и телекоммуникации. Этой неприятной процедуре подвергнут, в том числе, крупнейшую электроэнергетическую компанию страны Electricidad de Caracas, принадлежащую американской фирме AES, и телекоммуникационного спрута CA Nacional Telefonos de Venezuela – тоже крупнейшую компанию страны, чьи акции, к тому же, свободно продаются на нью-йоркской бирже.

Плюс к этому запланировано прекращение иностранного управления  нефтеперерабатывающих предприятий в районе реки Ориноко, где своей собственности лишатся американские монополии Chevron и Texaco, а также французская Total.
 
Все эти меры, по замыслу венесуэльского президента – призваны продолжить начатую еще в 2001 году правительственную программу «На пути к социализму», в рамках которой уже были конфискованы обширные участки земли у крупных латифундистов и переданы в пользование беднейшим фермерам.

Теперь Чавес торжественно пообещал, что новые экономические реформы будут еще более серьезными чем тогда: «Все, что было приватизировано, должно быть национализировано. Народ должен получить в свои руки управление стратегическими секторами».

Дополнительные поступления в госбюджет от реализации этих планов эксперты оценивают в несколько миллиардов долларовежегодно. Для страны, чье население составляет чуть больше 17 миллионов человек – более чем весомая сумма.

Несомненно, это даст толчок как развитию экономики страны, так и реализации наполеоновских планов самого Чавеса, которого в Латинской Америке многие воспринимают как наследника дела Фиделя Кастро и чуть ли не как реинкарнацию Симона Боливара – легендарного освободителя от испанских колонизаторов.

Жесткая позиция, занятая Чавесом в отношении Вашингтона, несомненно импонирует большинству населения континента, традиционно настроенного антиамерикански.

Окончательное же выдворение из Венесуэлы иностранных, и в первую очередь, американских компаний значительно  поднимает шансы венесуэльского президента возглавить процесс экономической и политической интеграции стран Латинской Америки по образцу Евросоюза.

Конечно, этот процесс займет не одно десятилетие и столкнется с немалыми трудностями, но, тем не менее, сама перспектива получить на своих южных рубежах мощный военно-политический союз, с лидером вроде Чавеса во главе сильно беспокоит администрацию Джорджа Буша.

Вместо традиционного американского «заднего двора», из которого двести лет США черпали дешевые ресурсы и использовали «дипломатию канонерок», свергая по своему усмотрению неугодные правительства, на огромных просторах от Рио-Гранде до Огненной Земли зримо проступают контуры нового политического объединения, с которым уже невозможно будет говорить с позиции силы.

Автор Андрей Соколов
Андрей Соколов — журналист, редактор, ответственный секретарь
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить