Венесуэла в четвертый раз выбрала Уго Чавеса

Закономерная победа Уго Чавеса

Уго Чавес ожидаемо победил на прошедших в воскресение в Венесуэле президентских выборах. Он переизбран на четвертый шестилетний срок подряд, и это не сенсация для мирового избирательного права. Например, во Франции президент может быть избран на семилетний срок неограниченное количество раз. То же самое относится и к посту канцлера Германии.

Президент избирается в Венесуэле простым большинством голосов. По данным избирательной комиссии, Чавес набрал 54,5 процента голосов. За его главного соперника, лидера оппозиции Энрике Каприлеса проголосовали 45 процентов избирателей. Это подтверждение предварительных опросов, которые отдавали победу Чавесу в диапазоне от 12 до 14 процентов. Даже институт Datanálises, представляющий оппозицию, показал 11 процентов. Голосование в Венесуэле электронное, оно дублируется обычным заполнением бюллетеня, но прозападная пресса и тут усмотрела возможность подвергнуть его результаты сомнению. Якобы избиратели опасаются репрессий со стороны правительства, поскольку при биометрическом опознавании (по отпечатку пальца) существует возможность идентификации личности, писала накануне выборов бразильская газета Estadão.

Читайте также: "Койот" Чавес против "свиньи" Каприлеса

Подобным выдумщикам все равно, что в Венесуэле нет сплошного дактилоскопирования населения, а система автоматически меняет порядок поступления голосов, что исключает идентификацию по ходу голосования. Система была дважды тестирована в присутствии представителей всех партий, и закономерный итог — Каприлес признал свое поражение.

Почему снова победил Чавес? В западных СМИ Венесуэла отображается диктатурой, сидящей на нефтяной игле, с галопирующей инфляцией, теневым валютным рынком и неимоверной преступностью. Главная же претензия проголосовавших за Каприлеса венесуэльцев, как ни странно, не чавесовские "диктатура" и провальная экономика, а недовольство тем, что тот активно помогает странам-союзникам (имеется в виду продажа им энергоресурсов по низким ценам). А как же иначе? Это яркий пример социалистической солидарности: ведь именно социализм строит Чавес в Венесуэле. "Я никогда не опущу знамя социализма, у меня нет учебника по его строительству. Фидель (Кастро) однажды сказал, что одна из его ошибок в начале Кубинской революции — это была вера в то, что есть кто-то, кто знает рецепт его построения", — сказал Чавес. Свою модель он называет "Боливарианский социализм ХХI века". Главное его отличие от советской модели — это приветствование частной собственности, но отрицание ее "священного характера".

За эпоху правления Уго Чавеса, Венесуэла глубоко изменилась. Была проведена национализация нефтяного сектора, начаты и развиваются грандиозные инвестиционные проекты с Китаем, Россией, Белоруссией. Они позволили создать инфраструктуру, национальную промышленность (вспомним хотя бы недавно открытый крупнейший в Латинской Америке завод по производству белорусских большегрузных автомобилей) и кардинально улучшили ситуацию с социальным жильем. В условиях растущих цен на нефть национализация нефтегазовой компании PDVSA (Петролеос де Венесуэла С. А.) и ставка на развитие "нефтянки" позволили обеспечить темпы роста ВВП в 15 процентов между 2004 и 2007 годами. Однако следует отметить, что 47 процентов роста экономики в период между 1999 и 2011 годами не связаны с нефтяной промышленностью (доля нефтяного сектора в ВВП уменьшилась в этот период на 13 процентов). Более трети роста объясняется ростом производства, строительства и связи. Инвестиции в основной капитал выросли на 80 процентов .

При реализации программы развития отечественного производства произошел сдвиг в структуре нефтепотребления с преимущественно экспортной направленности на внутренний спрос. Потребление частного и государственного сектора в эпоху Чавеса выросло почти вдвое, доходы от него составляют 88 процентов от ВВП в 2011 (на 22 процента пунктов больше, чем в 1999 году, в постоянных ценах 1997 года).Расширение производства и потребления вызвали сильное увеличение импорта, который был оплачен за счет доходов от экспорта нефти. Они достигли 88 миллиардов долларов в 2011 году — это в 4,3 раза больше, чем в 1999 году, когда цены на нефть достигли своего исторического максимума.

В период 1999–2011 годов валютные резервы Венесуэлы увеличились в два раза, внешний долг был выплачен, и это позволило стать стране кредитором. Повышение экономической активности позволило создать 3,5 миллиона рабочих мест, снизить на 6 процентов уровень безработицы. Увеличение занятости и перераспределение денежных потоков спасли миллионы венесуэльцев от бедности и нищеты. В 1999 году 50 процентов населения было признано бедным, а нищим — 20 процентов. В 2011 году уровень бедности снизился до 31,6 процента, а нищеты — до 8,5 процента. Если в 1999 году самые богатые 20 процентов населения имели доходов в 14 раз больше, чем 20 процентов самых бедных, то к 2011 году эта разница уменьшилась в восемь раз.

Особенное значение уделялось бесплатному образованию (100 процентов детей посещают школу) и медицине. В рамках программы (или, как их называют в Венесуэле — миссии) "Внутри квартала" было построено 6,7 тысяч поликлиник, 550 диагностических и реабилитационных центров. Эти результаты отражены в демографической статистике. Ожидаемая продолжительность жизни в Венесуэле увеличилась на два года, младенческая смертность детей в возрасте до пяти лет снижена с 21 до 16 тысяч в год, а недоедание населения сократилось с 5,3 до 2,9 процента.

Читайте также: Рак косит лидеров Латинской Америки

Учитывая приведенные данные, понятно, почему Венесуэла проголосовала за Чавеса. Однако впервые разрыв между ним и его оппонентом сократился с 20 до 10 процентов. Это знак Чавесу, что не все так радужно. Недостатки есть, и они уже упоминались — только не надо возводить их в степень. Это бегство капиталов из-за валютного контроля и отсутствия уверенности в сохранности бизнеса, инфляция, демпинговые цены на нефть. Также сомнительна миссия "Мониторинг против ростовщичества и спекуляции", основанная на замораживании цен и надзоре над деятельностью коммерческих сетей. Венесуэльцы считают общественную безопасность главной проблемой страны. Уго Чавес пообещал создать специальные программы по улучшению положения в этой области, сосредоточив внимание на профилактике преступлений, усилении полиции и изменениях в пенитенциарной системе в стороны трудового воспитания.

Что касается внешнеполитической деятельности Уго Чавеса, то она останется прежней и хорошо известна. Венесуэла останется центром антиамериканского сопротивления. Одна из программных целей вновь избранного президента — это увеличение расходов на "военные и разведывательные" цели. Глава страны хочет строить заводы по производству вооружения с российским финансированием и продолжать производство беспилотных летательных аппаратов с помощью Ирана.

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Автор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить