Российское оружие не смогло "завоевать" Бразилию

Россия проиграла тендер на поставку своих истребителей Бразилии. Причин того, почему превосходящий по своим техническим качествам зарубежных конкурентов Су-35 не был выбран бразильцами, несколько. И они не исчерпываются одним только объяснением, что «бразильский рынок никогда нашим не был». Главная причина срыва сделки скрывается внутри России.

Россия не смогла выиграть тендер на поставку в Бразилию 36 истребителей, который бы мог принести ей прибыль в 1,1 млрд долларов. Выставляемый на продажу Су-35 уступил иностранным конкурентам. К тендеру в Бразилии допустили шесть компаний: российский «Сухой», французскую компанию «Дассо авиасьон» (Dassault) с её «Рафалем», шведская «Сааб» (Saab) со своим «Грипеном», европейская «Еврофайтер» (Eurofighter) c «Тайфуном», а также американские «Боинг» (Boeing) с F-18 Super Hornet и «Локхид» (Lockheed) с F-16.

Как ни странно, в последнее время на латиноамериканском оружейном рынке наблюдается острая конкуренция. Казалось бы, последняя война в регионе между Боливией и Парагваем закончилась уже давно, в 1935 г. И до последнего времени ничего не предвещало масштабного перевооружения.

Однако долгое отсутствие войн вовсе не означает того, что они не возникнут в будущем. Так, существуют острые исторические и экономические противоречия между Чили и Перу. Последним эпизодом, после которого страны Южной Америки начали спешную модернизацию своих вооруженных сил, был недавний военный конфликт между Эквадором и Колумбией. Напомним, что под предлогом уничтожения баз наркоторговцев колумбийский спецназ вторгся на территорию дружественного Венесуэле Эквадора. Разумеется, не остались бы в стороне и американцы, проводящие своё влияние в регионе через колумбийцев. Кроме того, в ряде стран, в том числе в Боливии и Бразилии, стала заметна активизация сепаратистов, добивающихся отделения некоторых районов.

Крупные закупки российского оружия, в том числе и авиационной техники, осуществила Венесуэла. В Бразилии, играющей в регионе главную роль, решили не ослаблять своего влияния на всю Латинскую Америку и также включились в гонку вооружений. В 2008 году она вдвое увеличила свой военный бюджет по сравнению с прошлым годом.

И вот в финал вышли французы, шведы и американский F-18. Напомним, что это не первое поражение «Рособоронэкспорта». В 2002 году Россия упустила контракт на поставку 40 «сушек» в Южную Корею суммой в 4 млрд долларов.

Удивительно, но и бразильские, и корейские специалисты заявляли, что технические возможности Су–35 намного лучше, чем у западных аналогов и они могут быть адаптированы к местным климатическим условиям. Тем не менее, обе страны вывели их из тендера. Что же стало причиной того, почему позиционируемый как «один из лучших» истребителей современности Су-35 проиграл конкурентам? В компании «Сухой» «Правде.Ру» это комментировать не стали.

Специалист в области вооружений, профессор бразильского Федерального Университета Зарубежной Юриспруденции Эшпедито Бастос не скрывал удивления от исключения российских истребителей из тендера: «Я не знаю почему «Сухой» не прошел в следующий тур. По техническим характеристикам он был бы лучше своих конкурентов. Су – превосходный самолет, он бы лучше всего подошел нам. Осталось узнать, передал бы «Сухой» нам технологию или нет».

Министр обороны Бразилии Жозе Виегаш назвал истребитель Су-35 одним из главных кандидатов на победу в тендере. По его словам, нет сомнения в том, что Су-35 является одним из лучших истребителей в мире. Наши летчики просто в восторге от этого истребителя.

Заметим, что российский истребитель Су-35, впервые показанный на авиавыставке в Фарнборо (Великобритания) в 1992 г., произвел настоящий фурор на Западе. Среди производителей он известен как современный высокоэффективный многоцелевой самолет, способный уничтожать любого воздушного противника и наносить мощные высокоточные удары по целям на земле и на море.

Бразильские военные пилоты, опробовавшие Су-35 в воздухе, также заявляли, что по всем объективным показателям победителем должна была стать машина «Сухого». Именно она, по заключению бразильских экспертов, наилучшим образом соответствует потребностям национальных ВВС Бразилии.

Информированные источники сообщали о том, что после подведения военно-технической комиссией ВВС Бразилии предварительных итогов тендера в финал выходили только россияне и французы. Но расклад «сил» говорил в пользу победы французов. По словам бразильского министра обороны, «мы хотим, чтобы Су-35 стал победителем тендера, но в парламенте существует сильное лобби в поддержку французских самолётов».

Заметим, что бразильский авиационный рынок является для французов почти «родным». И действительно, они просто наводнили страну своими «миражами».

Одним из главных аргументов в пользу контракта с фирмой «Дассо» было участие в её проектах бразильской авиастроительной компании «Эмбраер», контрольным пакетом акций которой владеют французы, обладающие широкими связями в среде местных политиков. Иными словами, сделав выбор в пользу французов, бразильцы не теряют деньги, а просто перемещают их внутри своей структуры.

Имя победителя объявят в следующем году. Однако эксперт в области вооружений, профессор бразильского Федерального Университета Зарубежной Юриспруденции Эшпедито Бастос уверен в том, что «будут закуплены американские самолеты, поскольку они могут быть поставлены прямо сейчас».

Это серьезныйаргумент в размышлениях о причинах неудавшейся сделки. Обратим внимание на то, что у российской стороны уже возникали проблемы по уже заключенным договорам. Так, в прошлом году отказался от партии МиГ-29 Алжир, всплывали данные о проблемах со своевременным выполнением контракта на поставку транспортников и заправщиков в Китай.

Как известно, Бразилия при закупке вооружений пытается получить и технологии производства, чтобы в будущем не зависеть от иностранных поставщиков и возможно, самим кое-что продавать «на сторону».

Разумеется, идти в данном случае на поводу у бразильцев не стоит, чтобы не подрубать сук, на котором мы сидим. При таком раскладе сделку на то, что мы еще намереваемся продавать, можно осуществить раз или два, а потом «остаться с носом». Заметим, что мы уже дважды продавали военные технологии. В одном случае венесуэльскому «другу Чавесу» мы дали разрешение производить автоматы Калашникова, а в другом дали разрешение на производство истребителей Су-27 Китаю.

Ведь одно дело отдавать технологии на производство той техники, которая своё отжила (как известно, F -16 и F -18 в США уже уступают место самолетам 5-го поколения вроде F -22 и F -35). Поэтому удивляться тому, что «Боинг» решил передать бразильцам явно не новые технологии, не стоит. Американские аналитики всё просчитали верно: «да, у русских предлагаемые самолеты лучше. Но мы знаем устремления бразильцев покупать технологии. Нет, у нас и в мыслях нет ознакомить их с производством F -22 и F -35. Мы отдадим им малопригодное 30-летнее старье, которое в ближайшие годы и так вытеснят истребители «пятого поколения».

В пользу версии «о передаче технологий» говорит и то, что на прошлой неделе договор о строительстве четырех дизельных подводных лодок был заключен бразильцами не с Россией, а с Францией.

Однако о том, чтобы передать бразильцам технологии «ровесников» F -16 и F -18 вроде МиГ-29 и Су-27, видимо, у нас никто всерьез не задумался.

Во всяком случае, в официальной ноте корпорации «Боинг» по поводу возможного контракта с бразильцами говорится: «Боинг готов рассмотреть все требования бразильской стороны с целью установления долгосрочного сотрудничества с ВВС страны». При этом американцев не пугает то, что бразильцы намерены поставлять выпускаемые у них самолёты третьим странам. Ведь всегда можно договориться: по некоторым данным, технология производства F -16 будет передана бразильцам на условиях, что все свои поставки они будут держать прозрачными для американского правительства и продавать производимые у них истребители строго с его разрешения.

Ещё одна из возможных причин отказа Бразилии от сделки – то, что конкуренты могли договориться с заинтересованной стороной заранее, за спиной российских «коллег». Дело в том, что бразильская территория ещё пока российскими поставщиками оружия практически не освоена. Зато на ней комфортно чувствовали себя те же американцы и французы.

Таким образом, имея все шансы на победу, Россия проиграла борьбу за самый крупный за всю историю Латинской Америки единовременный оружейный контракт. Есть точка зрения, по которой ничего страшного для нас не произошло: якобы Москва может использовать «разгруженные» мощности для переоснащения своих ВВС и ПВО. Но почему же тот же Израиль или США успевают оснащать свои вооруженные силы новейшими самолетами, тогда как мы с грехом пополам выполняем заключенные зарубежные контракты? И это при том, что имеющийся у нас авиационный парк в значительной степени устарел.

Бразильская неудача является для нас серьезным поводом задуматься о судьбах нашей «оборонки», которая до последнего времени давала нам многомиллиардные доходы. Одна из причин срыва контрактов – вымирание рабочих кадров предприятий. В большинстве случаев зарплаты там мизерные и молодежь туда не идет. Почему же не добавить её на рыночном уровне, ведь продаваемая техника приносит огромные доходы? Одна из отговорок – дескать, стоит поднять зарплату, как повысится цена самолетов, танков и т.п. и что в таком случае их никто не станет покупать. Однако в противном случае скоро их некому будет делать.

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить