Самая стабильная страна Латинской Америки отменила визы для россиян

Уругвай: "белая ворона" Латинской Америки

На уходящей неделе пополнился список стран, отменивших визовый режим для россиян. В него вошёл Уругвай — едва ли не самая спокойная и стабильная из всех стран Латинской Америки. Государство, "зажатое" между Бразилией и Аргентиной, интересно и с политической точки зрения. Хотя бы тем, что ее президент Хосе Мухика — самый скромный в затратах на себя лидер планеты.

На полях Генеральной ассамблеи ООН глава МИД России Сергей Лавров и его уругвайский коллега Луис Альмагро подписали документ об отмене виз, благодаря чему жители столь далеких стран смогут узнать друг друга лучше. Кроме того, обсуждались глобальные международные вопросы, проблемы сотрудничества России со странами южноамериканского общего рынка МЕРКОСУР (Mercosur), в котором Уругвай играет заметную роль.

С чем ассоциируется у россиян Уругвай? Его название часто путают с другой южноамериканской страной — Парагваем, хотя разница между ними очень велика. Футбольные болельщики вспомнят, что в прошлом году Уругвай вышел в полуфинал Чемпионата мира, а когда-то он дважды завоевывал этот титул. В этом же году он в 15-й раз выиграл Чемпионат Южной Америки.

Поклонники сериалов и музыки назовут имя звезды многосерийного фильма "Дикий ангел" Наталии Орейро — одной из самых популярных актрис и певиц Латинской Америки. Впрочем, в области политики, экономики и этнографии Уругвай тоже весьма интересен.

Читайте также: Настоящий индеец из Перу: вызов США

Уругвай — одна из немногих стран Латинской Америки, где белые составляют подавляющее большинство населения (как в Аргентине и Коста-Рике). В стране с населением в три с небольшим миллиона проживают, в числе прочих, десятки тысяч потомков русских эмигрантов. Уругвайцы могут похвастаться высокими по меркам региона доходами (почти 13 тысяч долларов в год на душу населения), самым низким уровнем преступности в Латинской Америке, а также завидной политической стабильностью.

Относительное экономическое благополучие Уругвая тем удивительнее, что страна не имеет богатых залежей полезных ископаемых или редких пород тропических деревьев. Климат в ней не очень жаркий, большую часть территории занимает степь. Но из этого уругвайцы смогли извлечь пользу. Главный источник дохода местного бюджета — сельское хозяйство (в особенности скотоводство). Знаменитые пастухи-гаучо являются лицом не только Аргентины, но и Уругвая. Впрочем, наличие общего символа не означает, что отношения двух стран безоблачны.

Испанцы и португальцы появились на территории современного Уругвая в XVI веке. Индейцы-чарруа были истреблены, две державы начали соперничество за обладание этой землёй. В XVIII веке она вошла в состав испанской колонии Ла-Плата (с центром в будущей Аргентине). Однако в начале XIX века было поднято восстание за независимость от Буэнос-Айреса. Воспользовавшись ситуацией, в 1816 году территорию Уругвая заняли бразильцы, еще даже не получившие независимость от Португалии.

Читайте также: В Чили хотят открыть великую тайну ХХ века

Однако власть Бразилии продержалась недолго. В 1825 году вспыхнуло восстание, которое в 1828 году привело к провозглашению Восточной Республики Уругвай. Бразилия и Аргентина, имевшие виды на эту землю, нехотя согласились с ее независимостью, хотя войска последней вторгались в пределы соседа вплоть до 1852 года. С тех пор Уругвай выполняет роль своеобразного "буфера" между двумя большими государствами региона. Язык в нем испанский, однако людей португальского происхождения в стране тоже очень много.

Когда говорят о Латинской Америке, тут же вспоминаются многочисленные военные перевороты и сменяющие друг друга у власти хунты. Практически любая страна региона переживала подобное с десяток, а то и больше раз. Уругвай в этом смысле выгодно отличается от своих соседей. Только в период с 1973 по 1984 годы здесь существовала военная хунта, а чуть ранее (в 1933–1938 годах) — диктатура Габриэля Терры. В остальное время здесь успешно развивалась традиционная демократия западного образца. В общем, если есть в Латинской Америке островок стабильности — то это Уругвай.

Однакобезпотрясенийнеобходитсяниодна страна, и маленькое государство, зажатоемежду Аргентиной и Бразилией, не является исключением. В конце 60-х годов президент Хорхе Ареко не сумел обуздать инфляцию, обнищание населения привело к разворачиванию партизанского движения во главе с леворадикальной организацией "Тупамарос". В итоге на парламентских выборах 1971 года победил левоцентристский Широкий фронт, идеологически близкий к тогдашнему президенту Чили Сальвадору Альенде.

Читайте также: Аргентина боится магрибского сценария

Только вот своего Альенде в Уругвае не появилось. Президентом страны стал правый политик Хуан Бордаберри, который для обуздания партизан-леваков расширил полномочия армии. 20 июня 1973 года произошел военный переворот, люди в погонах жестко контролировали обстановку в течение 11 лет. Впрочем, своего жестокого Аугусто Пиночета в Уругвае все-таки не было. Концентрационного лагеря на стадионе в Монтевидео (подобного тому, что появился в Сантьяго-де-Чили) не возникло.

В 1984 году Уругвай вернулся к гражданскому, демократическому правлению. Дважды страной руководил Хулио Сангинетти, по разу — другие политики (как умеренно-левой, так и скорее правой ориентации). При них страна снова превратилась в островок относительного благополучия. Уругвай стал играть заметную роль в регионе, войдя сначала в МЕРКОСУР (Южноамериканский общий рынок), а затем и в УНАСУР (южноамериканское подобия ЕС). Страна не была "ручным псом" США, но и радикальным антиамериканизмом не отличалась.

В конце 2009 года руководителем страны был избран Хосе Мухика — один из самых необычных политиков не только региона, но и всего мира. В 1960-80-х годах он был видным членом партизанской группировки "Тупамарос". Несколько раз он получал ранения, попадал в тюрьмы, подвергался пыткам. В общей сложности он провел в заключении 15 лет. Едва страна вернулась к демократии, Мухика пошел в политику. И, несмотря на бурное левацкое прошлое, превратился в умеренного политика социал-демократической ориентации.

Читайте также: Аргентина и Бразилия против США и Израиля

Сегодня из уст уругвайского президента не слышно громких антиамериканских речей, подобных тем, что произносит лидер Венесуэлы Уго Чавес. Однако он не стесняется выражать несогласие с действиями США на международной арене. Так, Мухика осудил операцию НАТО против Ливии. А едва став президентом, он подписал с экс-президентом Бразилии Луисом Инасио "Лулой" да Силвой соглашение об отказе от расчетов в долларах в двусторонней торговле. Сегодня Мухику связывают довольные тесные отношения с Китаем. Его курс можно назвать "умеренным американизмом", похожим на тот, что проводят лидеры соседних Бразилии и Аргентины.

Но умеренность — умеренностью, а о годах, проведенных в тюрьме, Мухика явно не забыл. Он подписал указ о расследовании более чем 80 случаев нарушения прав граждан в годы правления военной хунты. Фактически отдавший власть военным президент Бордаберри был приговорен к высшей мере наказания, его преемник Грегорио Альварес получил 25 лет тюрьмы. Их обоих признали виновными в убийствах десятков людей, многие из которых были инспирированы спецслужбами США.

Однако не одной политикой интересен Мухика. Он является самым скромным президентом в мире. На работу он ездит сам и без охраны на Volkswagen Beetle 1987 года выпуска. У него нет банковских счетов — только (пусть и немаленькая) зарплата в 11 тысяч долларов в месяц, и большую часть ее он отдает в фонд родной для него партии. Живет он на небольшой ферме вместе со своей женой. Кроме того, Мухика не желает полностью ориентироваться на научно-технический прогресс. В то время, как иные президенты осваивают блоги, он запретил своим подчиненным пользоваться Facebook и Twitter. Чтобы о работе не забывали.

Таков Уругвай — небольшая страна, которой есть чем гордиться. Хоть нижайшим уровнем преступности в Латинской Америке, хоть достижениями футболистов, хоть самым скромным в мире президентом. Несмотря на небольшие размеры своей родины, уругвайцы неоднократно давали самые разные поводы поговорить о ней. И дадут еще. А президент Мухика наверняка внесет в это свою лепту.

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить