Южная Америка оказалась на грани регионального конфликта

Беспорядки в Боливии, устроенные поддерживаемыми США сепаратистами, обернулись громким скандалом. Президент Боливии Эво Моралес, а затем и его друг и коллега из Венесуэлы Уго Чавес выслала американских послов. Южная Америка может взорваться в любой момент, но при этом американцам успех отнюдь не обеспечен.

Началом нового политического кризиса между США и странами-членами военно-политического блока ALBA послужили события в Боливии, где протестное движение северо-восточных провинций, стремящихся получить независимость, вылилось в уличные беспорядки, в результате которых погибли люди.

Президент страны Эво Моралес обвинил спецслужбы США и лично посла Филипа Голдберга в организации подрывной деятельности и насаждении сепаратистских настроений в экономически развитых повстанческих провинциях (Санта Крус, Бени, Пандо, Тариха и Чукисака), где сосредоточено около 80% запасов месторождений газа и нефти Боливии- главного экспортного ресурса страны.

Вашингтон, начиная с момента прихода к власти Моралеса в 2006 году, умело поддерживает конфликт между руководителями провинций доноров и центральной властью, преследуя как всегда одну цель - привести к власти своего ставленника.

Обвинения в адрес США вполне обоснованы, если учесть тот факт, что на референдуме по вопросу о вотуме доверия президенту, состоявшемся в августе, Моралеса поддержало около 60% населения страны, большинство которого живет ниже черты уровня бедности.

Однако сегодня Латинская Америка уже не та, что была даже 10 лет назад. И тем более не та, что во второй половине прошлого столетия, когда у руководства большинства стран региона стояли военные диктаторы, и США с легкостью противостояли (выражаясь их сегодняшней терминологией) «оси зла» СССР-Куба.

К настоящему времени в регионе сформировался военно-политический союз (ALBA), в котором «первой скрипкой» выступает Венесуэла. Страны блока, несомненно, поддержат Моралеса. Кроме того, другие латиноамериканские страны, возглавляемые Бразилией, вчера выступили с заявлением, что не признают отстранение от власти демократически избранного президента Боливии. «Южная Америка не потерпит государственного переворота в Боливии», - говорится в заявлении помощника президента Бразилии. Эту позицию поддержали Аргентина и Чили.

Тем временем правительство Моралеса объявило Голдберга персоной «нон-грата» и предложило ему в течение 72 часов покинуть страну. В ноте министерства иностранных дел Боливии говориться, что спецслужбы США действовали под прикрытием Агентства по борьбе с наркоторговлей США (DEA), представительство которого по договоренности с правительством Боливии работало в районе Чапарэ, по классификации DEA «красной зоны»(высшая степень опасности) наркотрафика.

Несколько часов позже после заявления МИД Боливии президент Венесуэлы Уго Чавес в знак солидарности с Моралесом предложил послу США в Венесуэле в течение 72 часов, предусмотренных дипломатическим этикетом, покинуть страну и отозвал своего посла из Вашингтона. Он отметил, что с нынешней администрацией США в лице Джорджа Буша, он не больше не будет устанавливать дипломатические отношения на уровне послов. «Я пошлю своего посла в Вашингтон, когда будет назначено новое правительство США», - сказал Чавес.

Новый президент США будет избран в ноябре, и может показаться, что Чавес «перегибает палку», однако, учитывая, что он не стесняется в выражениях, публично посылая янки «на три буквы», и что ни Барак Обама ни Джон Маккейн в отношении «непокорного» соседа настроены ничуть не менее толерантно, чем Буш, становится ясно, что дипломатический кризис между Венесуэлой и Боливией с одной стороны и Вашингтоном с другой может затянуться.

Чавес в своей речи на митинге в городе Пуэрто-Кабельо обвинил США в попытке организации государственного переворота в Венесуэле, угоне президентского самолета и покушении на его жизнь. Он заявил, что полностью прекратит поставки нефти в США (15% от экспорта страны, 5-е место среди стран экспортеров), если те осмелятся начать агрессию против Венесуэлы или любой другой из латиноамериканских стран.

«Если я сделаю это, то цена нефти на мировом рынке подскочит до 200 долларов за баррель. Полагаю, что ни в чьих интересах подвергать риску эксплуатацию крупнейшего по запасам в мире месторождения нефти», - сказал Чавес, имея в виду месторождение бассейна и шельфа около реки Ориноко.

Нельзя не отметить, как быстро Уго Чавес отреагировал на трагические события в стране своего союзника. Как здесь не провести аналогий с российско-грузинским конфликтом на Кавказе. Где были и есть наши союзники по СНГ, в первую очередь Белоруссия, которую США подвергают унизительной критике и угрожают санкциями? А вот представитель Латинской Америки, президент Никарагуа, Даниэль Ортега не побоялся и первым в мире признал независимость Южной Осетии и Абхазии.

Тот же Чавес одобрил действия России по принуждению Грузии к миру. Об этом же заявил кубинский лидер Фидель Кастро. Заметим, что и Кастро, и Ортегу в конце 80-х годов руководство Советского Союза бросило на произвол судьбы, прекратив поддерживать политически и экономически поставками топлива и продовольствия. Что же касается Чавеса, то Венесуэле нужна Россия как гарант мира в регионе. При укреплении оси Россия-Венесуэла США семь раз подумают, прежде чем напасть на Венесуэлу, чего Чавес очень боится, а Россия в его лице обрела неожиданного и очень сильного политического союзника.

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Последние материалы