Битва за Южную Осетию перебросится в Южную Америку

Ответ на агрессию в Южной Осетии со стороны России может быть дан в Латинской Америке. На фоне боёв за Цхинвал мало кто заметил еще одну битву со сторонниками американского влияния. На этот раз – в Боливии, где США попытались осуществить очередную «цветную» революцию.

Однако США оказались биты на всех фронтах, не только на "грузинском", но и на "латиноамериканском". Напомним, что весной этого года сильно обострилась ситуация в Боливии, которую пытались развалить проамериканские сепаратисты. Эта страна стала очередным полем битвы не случайно. Дело в том, что её президент Эво Моралес является союзником главного противника американского влияния в регионе Уго Чавеса. Однако и это еще не всё. Главное то, что Боливия богата природными ресурсами: медью, нефтью и особенно природным газом. После "потери" Венесуэлы, поставлявшей безропотно на любых условиях американцам дешевую нефть и являвшуюся одним из ключевых поставщиков энергосырья в регионе, Вашингтон попытался поставить своих "контролеров" в другой стране.

Началось с того, что США стали вбивать клин между бедными "индейскими" горными районами Боливии и шестью провинциями-"донорами". Последние не желали "кормить" Началось с провинции Санта-Круз, первой попытавшейся выйти из состава страны. И оттуда центробежные тенденции распространились на остальную, равнинную часть Боливии.

Всё это было неспроста. Сепаратисты использовали тот факт, что за последний год президент Боливии провел обширную национализацию различных отраслей промышленности. Под контроль государства 1 мая полностью перешла добыча, переработка и транспортировка нефти и газа, экспорт которых приносит значительные доходы. Правительство Моралеса не раз заявляло, что эти доходы будут "справедливо распределяться между жителями всей страны, включая коренное население бедных горных районов". Именно эти действия Моралеса создали в районах, населенных в основном богатыми белыми латифундистами благоприятную почву для развития протестного движения.

Казалось, что еще чуть-чуть – и идея Чавеса по поводу создания антиамериканского блока в лице Венесуэлы, Боливии и Эквадора закончится полным провалом. Богатейшие провинции Санта-Крус, Бени, Пандо, Тариха, Кочабамба, Чукисака, где сконцентрированы крупнейшие месторождения нефти и газа и где находятся богатые сельскохозяйственные угодья, провели референдумы, результаты которых были крайне тревожными для официального Ла-Паса. Фактически, они отказались перечислять в казну средства, что было равносильно мятежу.

Моралес не признал легитимность референдумов и в ответ объявил о проведении общенационального плебисцита о доверии проводимому им курсу. Североамериканская пресса заранее предсказывала ему поражение. Накал страстей был нешуточным, референдумы в провинциях сопровождались серьёзными беспорядками и гибелью людей. Общенациональный референдум 10 августа по вотуму доверия президенту и его правительству показал, что 60% населения страны выступают против её распада.

Теперь, после безоговорочной победы Моралеса, который получил больше голосов, чем на президентских выборах 2005 года, США должны понизить тон, который до этого времени был обличающим и менторским.

Политическое значение референдума переоценить трудно. Формально, окопавшиеся в парламентах шести мятежных провинций Боливии правые силы, объявившие об отделении от страны, теперь не имеют никакого юридического и морального права осуществить свои намерения. Впрочем, сами сепаратисты и их покровители результаты плебисцита не признают, называя его "уловкой Моралеса" и что за него голосовали любители "жить за чужой счёт".

События в Боливии наталкивают на определённые размышления. Несомненно Победа президента Боливии имеет позитивное значение и для России. Последняя сама столкнулась в завуалированном виде с агрессией США в Южной Осетии. Всем ясно, что американцы пытались загрести "кавказский жар" грузинскими руками.

Оказалось, что мы давным-давно не ведём холодной войны в отличие от "заокеанских партнеров". И чтобы направить их "энергию" в нужное русло, следует перенести свою активность в тот регион мира, где мы когда-то были сильны. Речь как раз и идёт о присутствии в Латинской Америке. Тем более, что великая держава не должна упускать стратегические выгоды от сотрудничества с союзными нам странами этого региона. И дело даже не в том, что Куба и Венесуэла открыто поддержали Россию во время грузинской агрессии против Южной Осетии. Сотрудничество с Гаваной и Каракасом и Ла-Пасом в той же военно-технической и нефтегазовой сферах уже приносит нам многомиллиардные доходы. Эта работа уже ведется – можно упомянуть строительство космодрома Алкантра в Бразилии, контракты, подписанные с Эквадором и Чили о строительстве атомных электростанций. Российская компания "Лукойл" подписала контракт с Венесуэлой на разработку нефтяных месторождений в бассейне реки Ориноко. Однако надо активнее работать с лидерами государств региона, заключать с ними долгосрочные экономические проекты. И все же нередко лидеры противящихся американскому влиянию латиноамериканских стран задаются вопросом: "А где же Россия?" По крайней мере, тот же Моралес, испытывающий колоссальное давление США, не против расширить объемы сотрудничества с Москвой и этим нужно воспользоваться.

День ото дня расширяется антиамериканский блок ALBA. Недавно к нему решило присоединиться правое правительство Гондураса, являвшегося долгие годы верным сателлитом США. В этой связи Россия могла бы опереться на него для расширения своего влияния в регионе, тем более что и Куба и Венесуэла не против предоставить свои территории для размещения российских военных баз?

Россия, опираясь на своих союзников в Латинской Америке, могла бы заставить американцев обеспокоиться охраной собственных границ и не беспокоить чужие.

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить