Проблемы сосуществования белого населения и иммигрантов-мусульман в Австралии

"Мультикультурный" выход по-австралийски

Проблема сосуществования коренных жителей и иммигрантов из мусульманских стран остро стоит не только в Европе, но и в далекой Австралии. Она в полной мере дала о себе знать еще несколько лет назад. Но и сегодня она далека от решения.

В середине марта на австралийском острове Рождества произошли волнения в лагере для беженцев (в большинстве своем — выходцев из мусульманских стран). Люди, жаждущие получить австралийский паспорт, требовали ускорения рассмотрения своих бумаг. И попутно они устроили беспорядки, которые удалось утихомирить только с помощью усиленных подразделений полиции.

Подобные истории заставляют австралийцев задаться вопросом: а нужны ли стране новые иммигранты? Недавно бывший министр иммиграции Кевин Эндрюс обвинил нынешнее руководство страны в том, что оно недостаточно внимания уделяет появлению замкнутых исламистских сообществ: "Существует риск (анклавов) в Австралии. И меня беспокоит, что мы даже не можем дискутировать на эту тему".

Ему вторил оппозиционный сенатор Кори Бернарди, заявивший, что Зеленый континент, пока не поздно, должен не наступать на те же грабли, что и страны, потакавшие мусульманским фанатикам. Он раскритиковал такие стороны австралийского общественного бытия, как отдельные туалеты для мусульман в Университете Мельбурна и халяльное закалывание животных "во имя Аллаха".

Читайте также: Австралия: далекий и верный недоброжелатель России

Нынешнее руководство страны не согласно с апокалиптическими прогнозами оппозиционеров. Дескать, страхи неуместны и пора сосредоточиться на положительных моментах сосуществования в Австралии людей разного происхождения. Парламентский секретарь по иммиграции Кэйт Лунди, отметая опасения политиков-либералов, отмечает, что страна может гордиться успехами миграционной политики.

Отношения между белым христианским населением и мусульманами в Австралии нельзя свести к классической формуле "коренное население против иммигрантов". Приезжими здесь являются и те, и другие. Так, многие в Индонезии утверждают, что мусульманские купцы из этой страны вступили в контакт с австралийскими аборигенами еще до того, как голландец Абель Тасман открыл Зеленый континент, а англичане основали здесь в 1788 году свою первую колонию.

Фото: AP

Однако бесспорно то, что государство в Австралии основали выходцы с Британских островов. И именно английские власти в середине XIX века решили ввезти на континент некоторое количество бедуинов, чтобы лучше освоить внутренние пустынные области. Первая мечеть в Австралии была построена в 1861 году. Однако в начале XX века, когда страна получила независимость и стала именоваться Австралийский союз, "небелая" иммиграция была законодательно ограничена.

К 1960-м годам, когда Австралия широко распахнула свои двери для иммигрантов со всего мира, это было уже устойчивое сложившееся государство, где более трех четвертей населения составляли выходцы с Британских островов. Соответственно, правила игры здесь устанавливали именно они. И не стоит удивляться тому, что многие из приехавших сюда жителей Турции, Бангладеша, Ливана и ряда других стран отошли от обычаев предков и приняли существовавшие правила игры.

Однако к началу XXI века ситуация изменилась. На волне радикализации ислама во всем мире и стремления сохранить свои традиции во что бы то ни стало Австралию начали наводнять люди, совершенно не собиравшиеся ассимилироваться. Львиную долю их составили выходцы из расположенной недалеко крупнейшей мусульманской страны — Индонезии. Постепенно численность мусульман достигла 350 тысяч человек, или двух процентов населения Зеленого континента.

До поры до времени белые австралийцы и выходцы из мусульманских стран мирно уживались. Власти шли навстречу чаяниям иммигрантов, в университетах даже появились комнаты для намаза. Картина резко изменилась после осени 2002 года, когда на индонезийском острове Бали исламисты устроили страшный теракт. Его жертвами стали 202 человека, большинство из которых — граждане Австралии. Затем произошло еще несколько взрывов меньшего масштаба, и вновь их жертвами стали австралийские туристы.

Кое-что могли предъявить англо-австралийцам и мусульмане. Речь, прежде всего, касается внешней политики Австралии. Если война против талибов в Афганистане, где находится крупный австралийский контингент, была хотя бы санкционирована Совбезом ООН, то операция в Ираке стала грубейшим нарушением международного права. Тем не менее, власти Австралии одними из первых поддержали США и направили в Ирак свои войска. Кстати говоря, вопреки местному общественному мнению.

В итоге обстановка накалилась внутри Австралии. Мусульмане пеняли на политику, коренных австралийцев все больше раздражали хиджабы, кебабы и прочие атрибуты восточной жизни на местных улицах. Конфликт тлел, и в декабре 2005 года стало ясно, что политика мультикультурализма в Австралии потерпела такой же крах, как и в странах Западной Европы.

Тогда Сидней и некоторые другие города охватили массовые беспорядки. Взбунтовалось белое население, вышедшее на акцию протеста по поводу нападения мусульман на спасателей на пляже. Противоборствующие стороны отвечали насилием на насилие, были пострадавшие. Тогдашний премьер Джон Говард заявил о недопустимости насилия на религиозной почве. Бесчинства удалось остановить, но проблема от этого не перестала существовать.

Осенью 2006 года в Австралии был опубликован указ, согласно которому все те, кто желает жить не по законам страны, а по законам шариата, должны покинуть Зеленый континент, ибо от таких мусульман исходит угроза терактов. "Иммигранты, а не австралийцы, должны приспособиться. Принимайте или убирайтесь. Мне надоело, что наша страна должна постоянно волноваться по поводу того, не обижаем ли мы каких-то людей или их культуру", — прокомментировал решение экс-министр образования Брендан Нельсон.

"Я бы сказал клерикалам, которые учат, что в Австралии имеются две системы закона — австралийская и исламская, что это ложь. Если вы не можете согласиться с парламентским законом, независимыми судами, демократией и предпочитаете закон шариата и можете уехать в другую страну — вероятно, это лучший вариант", — вторил ему бывший глава МВД Питер Костелло. С тех пор некоторые радикальные мусульмане уехали, но часть все равно осталась.

В 2009-2010 годы внимание австралийцев было приковано к беспрецедентному судебному процессу. Группа выходцев из мусульманских стран оказалась на скамье подсудимых за подготовку теракта на одной из военных баз близ Сиднея. Другую группу исламистов осудили за подготовку взрывов на железнодорожных станциях и стадионах в Сиднее и Мельбурне. Сами несостоявшиеся террористы признались, что хотели таким способом изменить политику Австралии на Ближнем Востоке.

В прошлом году австралийские власти ужесточили правила иммиграции. В заявлениях не особо-то скрывалось, что данная мера направлена, прежде всего, на мусульман. Похоже, "мультикультурная" политика провалилась не только в Европе, но и на Зеленом континенте, где иммигрантами являются все. Кроме разве что аборигенов, которых осталось не более двух процентов населения.

О главных международных событиях читайте в разделе "Мир"

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *