Противники прежнего премьер-министра Папуа-Новая Гвинея назвали происходящее в стране «продолжением арабской весны»

"Арабская весна" докатилась аж до Папуа

Политическая нестабильность в государстве Океании Папуа-Новая Гвинея может вступить в горячую фазу. Позиции прежнего премьер-министра страны Майкла Сомаре, пытающегося удержать власть, резко пошатнулись, тогда как влияние его оппонента Питера О'Нила, напротив, резко возросло. Полицейские и армейские части находятся в состоянии раскола.

В столице страны Порт-Морсби проходят массовые акции сторонников конкурирующих группировок, претендующих на власть. Наиболее важные районы города контролируют вооруженные люди в военной форме. И хотя пока до серьезных столкновений дело не дошло, в случае проявления политиками дальнейшего упорства это может стать реальностью.

Напомним, что все началось еще в июне 2011 года, когда семья 75-летнего Сомаре от его имени объявила об отставке. Поводом для этого послужило длительное отсутствие премьера, который находился на лечении в Сингапуре. И 2 августа спикер парламента Джеффри Нейп объявил должность премьер-министра вакантной, после чего избрал лидером страны бывшего министра финансов Питера О'Нила.

Однако Сомаре, которого многие на родине поспешили похоронить, неожиданно "воскрес". После своего выздоровления он заявил, что "должность премьер-министра никогда не была вакантной", и подал иск в Верховный суд, признавший решение парламента недействительным. В результате политический кризис в этой стране заметно обострился. В столице начались демонстрации против решения Верховного суда. Некоторые из протестующих назвали происходящее "нашей арабской весной против вечно правящего Сомаре". Впрочем, такая трактовка событий достаточно спорна, поскольку речь пока не идет о стремлении конкурентов последнего коренным образом изменить нынешнюю систему.

Читайте также: Священник РПЦ подружился с папуасами

Тем не менее, в соответствии с законами страны, генерал-губернатор Папуа-Новой Гвинеи Майкл Оджио должен был повторно привести Сомаре к присяге. Соответствующая церемония была назначена на 20 декабря.

Казалось бы, последнее слово должно было остаться за генерал-губернатором страны, которого утверждает британская королева, а он подтвердил законность "переизбрания" Сомаре.

Однако 13 декабря депутаты парламента расценили решение Верховного суда незаконным, поскольку оно "противоречит Конституции страны". Сам Джеффри Нейп указал на то, что парламентарии признают легитимным лишь правительство Питера О'Нила. Поведение депутатов стало напоминать открытый мятеж.

Между тем, Питер О'Нил не терял надежду заручиться поддержкой генерал-губернатора, что дало бы ему легитимность. Прежде всего это было необходимо для получения одобрения со стороны Запада и его союзников, и в первую очередь — главного сателлита США и Великобритании в регионе — Австралии.

Дело в том, что ПНГ входит в Британское Содружество, и формальной главой государства является королева Великобритании Елизавета II, которую в стране представляет генерал-губернатор, назначаемый королевой по представлению парламента Папуа-Новой Гвинеи.

Некоторое время Питеру О'Нилу не удавалось наладить с ним отношения, поскольку подходы к резиденции генерал-губернатора блокировали верные Саморе полицейские, периодически постреливающие в воздух, и лидеру мятежников даже не удавалось просто попасть к Майклу Оджио на прием.

Читайте также: Папуа: страна женского рабства

Следует заметить, что Майкл Томас Сомаре является одним из главных творцов независимости Папуа-Новой Гвинеи, став в 1975 году ее первым премьер-министром. Произошло это после довольно продолжительной и упорной борьбы против Австралии. Впрочем, пребывание его у власти не было безоблачным. Освободившись от колониального гнета, страна одновременно освободилась и от денег колонизаторов. По уровню экономического развития Папуа находилась на последних местах в мире. Для того чтобы развивать лесозаготовительный бизнес и разработку недр, требовались колоссальные денежные вливания.

Все это дополнительно стимулировало недовольство многих папуасских вождей, успевших привыкнуть к маленьким радостям цивилизации, привозимым австралийскими бизнесменами. И в 1980 году депутаты парламента отправили его в отставку. Поскольку положение не только не улучшилось, но, напротив, ухудшилось, уже в 1982 году он снова возглавил страну. Однако в 1985 году был вынужден вновь уйти, возглавив МИД страны. С этого поста его периодически то снимали, то снова назначали, пока, наконец, в 2002 году он снова не занял кресло премьера. За время своего правления Сомаре показал свое стремление сохранить папуасские традиции, что вызвало определенное недовольство многочисленных западных миссионеров.

К настоящему времени в ПНГ налицо двоевластие, поскольку в стране существуют два альтернативных правительства, отказывающихся признавать друг друга. Однако сейчас чаша весов стала клониться в сторону противников Сомаре. Генерал-губернатор, который изначально поддержал последнего, 20 декабря изменил свое решение: "Теперь я признаю легитимным правительством команду О'Нила… Роль парламента первостепенна. Только он может решать, кто будет премьер-министром".

Но и это пока не убавило у Сомаре решимости побороться за власть. Впрочем, как заявил корреспонденту "Правды.Ру" известный путешественник А. Кротов: "Из личных бесед с простыми папуасами стало ясно, что они сильно не любят любую власть, начиная снизу доверху. И практически про всех без исключения чиновников, даже про самого Сомаре, говорят как про воров, которым нет равных". Так что вряд ли он может рассчитывать на народную поддержку.

Происходящее вызвало заметное беспокойство в соседней Австралии. По словам министра иностранных дел этой страны Кевина Радда, "Мы глубоко обеспокоены сложившейся ситуацией, насилие никому не принесет пользу". Его беспокойство можно понять. Волнения в ПНГ чреваты серьезными издержками не только для австралийского бизнеса, но и мировых рынков в целом. Причем не только для лесозаготовителей.

Читайте также: Священник РПЦ повез веру в Гвинею

В последние годы Папуа-Новая Гвинея заметно увеличила свое присутствие на мировом рынке как производитель цветных и драгоценных металлов, в первую очередь, золота и меди, а также нефти. Например, прекращение работы всего одной шахты в провинции ПНГ Бугенвиль в результате выпадов сепаратистов и ответных действий центральных властей заметно сказалось на колебаниях цен на цветные металлы.

Или другой пример: недавнее снижение добычи золота лишь на одном из рудников компании Lihir Island в Папуа-Новой Гвинее, обусловленное ливнями, привело к заметному (почти на 3,5 процента) росту мировых цен на этот драгоценный металл.

В случае если нестабильность затянется, это может привести к ограничению золотодобычи по всей стране и вызвать еще большее увеличение стоимости этого драгоценного металла, что будет иметь серьезное влияние на мировую экономику. Ведь уже в 2001 году Папуа-Новая Гвинея заняла 13-е место в мире по добыче меди и 11-е — по добыче золота. А за 10 лет ПНГ лишь еще больше увеличила свою долю на рынке драгметаллов и цветмета.

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить