Новая Зеландия и Австралия заявляют о начале битвы за Антарктиду

Битва за Антарктиду уже пышет огнем

Новая Зеландия и Австралия бьют тревогу по поводу активности других держав, особенно азиатских, в Антарктиде. Подобные действия наглядно говорят о начале борьбы за ее богатства. Несмотря на наличие международных договоров, запрещающих хозяйственную деятельность в этом уникальном районе, кое-кто уже начинает ее вести в ограниченных масштабах.

Сами новозеландцы не скрывают, что их главной опорной точкой в освоении пока еще Ледяного континента является второй по величине город страны Крайстчерч. Отсюда идет снабжение одной из самых крупных постоянно действующих антарктических баз Скотт, с которой по размерам и охвату до последнего времени могла конкурировать лишь американская станция Мак-Мердо .

Однако в последнее время у новозеландцев и американцев в Антарктиде появились серьезные конкуренты в лице китайцев и южнокорейцев. Особенно их волнуют амбициозные планы Южной Кореи.

Новозеландские журналисты бьют тревогу, что в 2012 году Южная Корея начинает строительство постоянно действующей полярной станции в заливе Терра Нова стоимостью в 120 миллионов долларов и площадью 4000 квадратных метров, на которой будут находиться от 15 до 60 ученых.

Читайте также: Третий рейх в оазисе Антарктиды

А это означает прямой вызов их стране, поскольку эта база будет находиться всего в 300 километрах к северу от новозеландской станции Скотт, которая видится в Новой Зеландии центром ее сферы влияния в регионе. Особое возмущение Веллингтона вызывает тот факт, что южнокорейцы намерены у них "утащить Антарктику новозеландскими руками".

Речь в данном случае идет об использовании портов Крайтсчерч и Литтелтон, куда необходимые материалы будут доставляться через весь Тихий океан из Пусана… А отсюда предприимчивые корейцы рассчитывают доставлять грузы к месту назначения с помощью южнокорейского ледокола "Араон", базирующегося в Литтелтоне.

В этой связи новозеландцы опасаются того, что в будущем Южная Корея расширит свои полярные владения и вообще оспорит их заявку на освоение Ледяного континента. В принципе, ничего невозможного нет, и, судя по первичным замыслам Сеула, его полярная станция будет уступать по размеру и персоналу только новозеландскому Скотту.

По мнению новозеландских экспертов, об агрессивных намерениях Сеула говорит хотя бы одно название южнокорейской полярной станции, названной "Чан Бого", в честь "принца моря", контролировавшего в восьмом веке Желтое море.

Читайте также: Антарктида не грозит нам Всемирным потопом

В этой связи западные СМИ приводят и "не менее националистические названия, данные своим новым станциям Китаем". Причем как указывает научный сотрудник австралийского Института Лоуи Элли Фогарти, эксперт в области национальной безопасности "Зеленого континента", это наглядно говорит о возможных территориальных притязаниях в будущем со стороны крупных азиатских держав.

Впрочем, сами новозеландцы не намерены останавливаться на достигнутом. Они обещают выстроить в море Росса "потрясающую воображение новую базу", что, по их расчетам, должно положительно сказаться на развитии их собственной страны. Веллингтон не скрывает, что в первую очередь его интересуют "богатые нефтяные месторождения". Действительно, Новая Зеландия претендовала на признание моря Росса своей зависимой территорией, однако рассмотрение ее заявки была отложено.

А как же международное законодательство, воспрещающее разведку и добычу полезных ископаемых в этом регионе? Действительно, в 1959 году был подписан соответствующий Договор об Антарктике, который, в частности, предусматривает и демилитаризацию "Ледяного континента". Однако, во-первых, действие этого соглашения заканчивается уже в 2048 году, и есть очень большие сомнения относительно того, что ведущие мировые державы в условиях обострившейся борьбы за ресурсы будут его пролонгировать. Достаточно упомянуть тот факт, что некоторые энергетические компании, в том числе и норвежские, уже были замечены в этом регионе в разведочном бурении. 

А во-вторых, как известно, когда вопрос заходит о ресурсах, особенно нефти, международное право магическим образом прекращает действовать, и на смену ему неизбежно выходит "право силы".

Тем более, как замечают сами новозеландские журналисты, "поскольку в море Росса могут находиться крупнейшие залежи нефти, уступающие только Саудовской Аравии (речь идет о приблизительно 50 миллиардах баррелей нефти. — Ред.), уже сейчас начинает возникать напряженность по поводу того, что случится, когда договор утратит свою силу".

Как свидетельствует австралийский эксперт по вопросам национальной безопасности Элли Фогарти, Новая Зеландия уже привлекает к освоению Ледяного континента "военных и военную технику" и обращает особое внимание на то, что Антарктида упоминается как "ключевая зона ответственности новозеландских вооруженных сил в правительственных документах по вопросам обороны.

Дело в том, что многие ученые заявляют о заметном уменьшении льда в Антарктиде. И хотя серьезно говорить об освоении ее богатств преждевременно, их дележ начинается уже сегодня. Крупные державы нервничают и пытаются к сроку опередить друг друга. Разумеется, возможные расчеты относительно исчезновения антарктического льда к 2048 году иллюзорны. Впрочем, на это мало кто рассчитывает, и в лучшем случае стремящиеся к дележу Антарктиды державы рассчитывают воспользоваться ими в отдаленной перспективе.

Пока же речь идет о битве за антарктический шельф. Представители международных энергетических компаний уверены в том, что ожидаемый рост цен на нефть и газ сделает выгодной эксплуатацию антарктических месторождений. Не случайно вышеупомянутая Элли Фогарти утверждает, что национальная безопасность Австралии неразрывно связана с перспективами освоения Антарктики. По ее словам, "перед лицом растущей заинтересованности других членов мирового сообщества Австралия должна начать действовать, добиваясь того, чтобы ее антарктическая политика и деятельность в Антарктиде обеспечивали защиту интересов страны".

И сегодняшние антарктические аппетиты просто поражают. Взять только Австралию и Новую Зеландию, которые вместе претендуют почти на половину всей Антарктиды, и в ряде вопросов их интересы пересекаются. Однако, несмотря на периодически проявляемые ими приступы "антарктической ревности", им, видимо, придется держаться вместе, чтобы сообща противостоять претензиям других держав. Тем более, что эти государства уже давно действуют солидарно. В особенности это касается южной части Тихого океана и, в частности, их отношений с теми же французами, которые были особенно накалены во время эксплуатации ядерного полигона на Муруроа.

В любом случае, всем Антарктиды не хватит. Достаточно вспомнить о том, что та же Франция претендует на треть всего Ледяного континента. Немалые амбиции и у других азиатских, европейских, американских и латиноамериканских стран.

Читайте также: Кто устроил озоновую дыру над Арктикой?

Кому же достанется Антарктида? Хотя пока говорить об этом рано, в привилегированном положении, с чисто географической точки зрения, находятся Австралия и Новая Зеландия как страны, ближе всего расположенные к Антарктиде и обладающие достойной портовой и индустриальной базой для ее освоения. Другими фаворитами здесь являются Франция с ее владениями в Кергелене, на Новой Каледонии и Таити, а также Великобритания, удерживающая Фолклендские острова.

Последняя также не может не учитывать интересы США. Без американцев британцев будет крайне тяжело не только оспорить активность азиатских держав в Антарктике, но и вообще удержать базу в Порт-Стэнли, учитывая развитие аргентино-бразильских отношений.

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить