Затерянные острова Океании манят океаном возможностей

За Океанию – один из самых удаленных от центров цивилизации уголков земного шара – разворачивается нешуточная борьба. Лазурный океан, пенистый прибой у коралловых рифов, характерные изогнутые кокосовые пальмы – так себе представляют в России этот регион.

Сейчас там самыми влиятельными государствами являются Австралия, Франция и США. Но теперь им бросает вызов Китай. И спор идет не только за райские красоты этих мест.

Казалось бы, какое дело большим державам до островов, затерявшихся в бескрайних просторах Тихого океана за тысячи и тысячи километров?

Любопытно мнение, которым поделился с " Правдой.Ру" Николай Мишутушкин - эксперт,  проживающий в Вануату, одном из государств Океании: "Этот регион привлекателен по нескольким причинам. Во-первых, контролируя Океанию, можно держать в руках стратегически важные морские коммуникации.

Во-вторых, южная часть Тихого океана располагает крупными и почти нетронутыми биологическими, в первую очередь рыбными, ресурсами. Что весьма актуально с учетом постепенного обострения на планете продовольственной проблемы.

Кроме того, Океания с её уникальной нетронутой природой представляет особую привлекательность для туристического бизнеса. Экзотика здесь совершенно неповторимая.

А еще интерес к Океании имеет политическую подоплеку. Ведь сегодня даже малые государства играют всё большую роль в мире, являясь непостоянными членами Совета Безопасности ООН".

Нельзя забывать и о том, что этот регион представляет собой нетронутый сырьевой резерв, и в перспективе, когда эксплуатируемые ныне запасы металлов и энергоресурсов истощатся, внимание человечества неизбежно переключится на Океанию.

Свой интерес к ней проявляет и Россия. И не случайно 28 июля 2009 г. РФ и Вануату торжественно отметили двухсотлетний юбилей со дня первого контакта. В Порт-Виле (столица Вануату) с участием высших лиц этого государства, включая президента, премьер-министра и министра иностранных дел, был открыт памятник нашему мореходу Василию Головнину.

Австралийские СМИ в этой связи вспомнили (делая прозрачные намеки) не столько о роли российских мореплавателей в открытии Океании, сколько 1970-е гг., когда СССР пытался здесь закрепиться, поддерживая местные национально-освободительные движения.

Впрочем, Канберре и ее западным союзникам удалось свести на нет советское вмешательство усилением помощи островным государствам.

А сегодня куда более мощный натиск осуществляет Китай, который стремится разместить в разных островных государствах свои военные базы, установив над ними экономический и политический контроль.

Дело в том, что авторитет Вашингтона и Канберры в регионе далеко не беспредельный. Пекин пользуется их просчетами, обусловленными желанием утвердить здесь демократическую систему.

Наиболее характерный пример – история с Фиджи. У этой страны непростые отношения с Австралией, а также с Новой Зеландией, Францией и США. Причина – наличие там недемократического военного режима.

По сути, в 2009 г. против этой страны Вашингтон и Канберра ввели блокаду. Они опасаются, что пример Фиджи, одной из самых влиятельных стран Океании, окажется заразительным и для других государств региона. В перспективе это угрожает западным интересам: где гарантия, что завтра радикалы не национализируют предприятия и земельные владения зарубежных граждан?

До последнего времени у Канберры и её союзников были рычаги влияния для воздействия на ситуацию. Прежде Фиджи очень сильно зависел от туристических поступлений из стран, ориентированных на Запад, в том числе Австралии.

Но если в прежние времена "недемократические режимы" удавалось задушить экономически, то теперь ситуация кардинально изменилась. Пекин отнюдь не считает фиджийский режим исчадием ада и ведет с ним взаимовыгодный бизнес.

Китайский капитал начал вытеснять из региона капитал австралийский и американский. А это значит, что шанс на укрепление демократии в Океании, начиная с Фиджи, очень мал.

Последняя может стать тем местом, откуда китайцы начнут распространять своё влияние по всему региону: в западном направлении (Меланезия), на север (Микронезия), на восток и юг, в сторону Французской Полинезии.

Устремления Пекина упрощает наличие на многих островах китайской диаспоры – проводника его влияния. В свое время в погоне за

экономической прибылью ведущие державы мира стали завозить сюда трудолюбивых азиатов, поскольку аборигены гнуть спину на колонизаторов не желали ни бесплатно, ни даже за деньги.

Поэтому на многих островах появились китайцы, которые сегодня захватили многие ключевые отрасли в экономике региона.

"Китай уже одержал крупную победу, - говорит Николай Мишутушкин, - заполонив своими дешевыми товарами всю Океанию. И создал тем самым выгодные для себя условия для расширения политического влияния".

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить