Инцидент в Судане: вертолет ООН вернулся без пилота

В Судане раскручивается история об инциденте с вертолётом, которым управлял российский экипаж. Он обслуживал  миссию ООН в одном из сепаратистских регионов этой африканской страны - Дарфуре, где уже много лет идёт кровавый конфликт.

27 июля на лентах информагентств появились сообщения об исчезновении вертолёта Ми-8МТВ, на борту которого находились четыре российских лётчика и пять пассажиров из числа граждан Судана. Машина выполняла (по заданию миссии ООН в Дарфуре) полёт по маршруту Эль-Фашер (Судан) - Абеша (Чад).

Тут же заговорили о том, что российских лётчиков захватили дарфурские повстанцы, воюющие с центральным правительством Судана. Поначалу известно было лишь то, что вертолёт не разбился. МИД России немедленно начал принимать меры по выяснению ситуации и скорейшему освобождению пилотов.

Вечером 27 июля вертолёт нашёлся. Оказалось, дело было в том, что после приземления в одном из промежуточных населённых пунктов его задержали представители суданских властей. После проверки маршрута и задания вертолёт вернулся в пункт постоянного базирования - суданский населённый пункт Нияла. Никто из находившихся на борту не пострадал, машина также не имела видимых повреждений. Однако выяснилось, что один из российских пилотов пропал.

Читайте: Большая суданская порка

Разъяснить ситуацию попытался представитель миссии ООН в Дарфуре Кемаль Саики. "Вертолёт не был захвачен. 26 июля во время выполнения задания он должен был совершить посадку в заданном месте, но там вертолётная площадка оказалась не готова. Пилот пролетел дальше, а в месте новой посадки местные власти решили проверить, что это за вертолет, и что за задание он выполняет, поэтому пришлось остаться там", - поведал представитель ООН.

"27 июля вертолёт вернулся. Однако один из членов экипажа числится пропавшим без вести. Нам до сих пор неизвестно, что с ним произошло. Мы проводим поисковую операцию вместе с властями Судана. Нам еще не сообщили имя пропавшего", - сообщил Саики.

Утром 28 июля новые разъяснения дал глава миссии ООН в Дарфуре Ибрагим Гамбари. Он сказал, что власти Судана ведут переговоры с повстанцами с целью установить местонахождение пропавшего лётчика. В то же время, он ни слова не сказал о том, захватили ли дарфурские сепаратисты пилота, или нет.

Фото: AP

Неприятная история с российскими лётчиками является следствием того, что творится в суданской провинции Дарфур на протяжении семи последних лет. В 2003 году там вспыхнуло вооружённое противостояние между центральным правительством, в состав которого входят арабы, и местными негритянскими группировками.

Требования повстанцев сводились к предоставлению региону автономии и учёту интересов местного населения. Наиболее радикальные из них требовали отделения Дарфура и даже свержения президента Судана Омара аль-Башира. Естественно, удовлетворять требования повстанцев руководство страны не собиралосьипопыталось усмирить их силой.

Против сепаратистов использовалась как регулярная армия, так и лояльные правительству отряды местных кочевников-арабов "Джанджавид". Они неоднократно проводили карательные операции против негритянских повстанцев. Боевые действия обернулись гуманитарной катастрофой. По данным ООН, жертвами конфликта стали не менее 180 тысяч человек, свыше двух миллионов стали беженцами. На Западе говорят о трехстах тысячах погибших.

В происходящее вмешалась ООН, направившая туда свою миротворческую миссию. Воинский контингент направил туда и Африканский союз. При посредничестве этих организаций в 2006 году правительство Судана и лидеры крупнейших повстанческих группировок заключили соглашение о прекращении огня. Однако с тех пор конфликт неоднократно возобновлялся, лилась кровь. Вопрос о статусе Дарфура так и не был решён.

Представители западных стран неоднократно называли происходящее в Судане "геноцидом", а его виновником - президента страны Омар аль-Башира. В 2009 году (с подачи представителей США и Европы) Международный суд в Гааге выдал ордер на арест аль-Башира. Сам он все обвинения отвергает, и называет внимание международного сообщества к происходящему в Дарфуре "вмешательством во внутренние дела своей страны".

В то же время международные санкции против Судана не введены. Попытки США и стран Европы принять соответствующее решение наталкиваются в ООН на сопротивление Китая, являющегося крупнейшим покупателем суданской нефти. Так что неопределённость в вопросе трактовок происходящего в Судане остаётся, что тормозит урегулирование конфликта. И, как следствие, становятся возможными инциденты вроде того, что случился на днях с российскими лётчиками.

"Происходящее в суданском Дарфуре - классический для ряда стран Африки пример конфликта между арабским севером и негритянским югом. Так, похожая история была в 1980-е гг. в Чаде. Только эта страна, в отличие от Судана, не может похвастаться таким вниманием мирового сообщества - в особенности ведущих стран Запада. По одной причине: в Судане (в том числе и в Дарфуре) есть огромные запасы нефти", - сказал "Правде.Ру" эксперт Института стратегических оценок и анализа Сергей Демиденко.

Фото: AP

"Страны Запада традиционно делают ставку на поддержку негритянских сепаратистов. Они считаются более лояльными тем же Великобритании и Франции, имевшим в Африке свои колонии. Арабам же доверяют меньше, ибо среди них сильны идеи арабского единства и арабского национализма. По этой причине Запад, желающий получить доступ к дарфурской нефти, преследует араба-президента аль-Башира. Его пытаются сделать ответственным за всё, хотя белых и пушистых в истории с Дарфуром нет. Виноваты все", - подчеркнул эксперт.

Вполне возможно, что российский пилот, пропавший в Судане, стал жертвой провокации, связанной именно с этим политическим (и экономическим) противостоянием.

О главных международных событиях читайте в разделе "Мир"

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *