Исламисты пытаются бороться против разложения мусульманской семьи

"Женский вопрос" в Сомали решается жестко

Сомалийка Ашу Осман Акил занимала пост министра в своей стране менее одного дня. 20 июля она возглавила Министерство по делам женщин и семьи и в тот же день исчезла. Оказалось, что ее похитили боевики сомалийской исламистской группировки "Аш-Шабаб", которые вывезли ее в город Балад, расположенный в 30 километрах к северу от столицы Сомали Могадишо, где боевики устроили ей допрос и "разъяснительную беседу".

Последняя, судя по тому, что женщина до сих пор жива, велась достаточно конструктивно. Информационные агентства сообщают, что Аша Осман Акил обещала боевикам отказаться от своего поста и что она не будет контактировать с центральным правительством.

Напомним, что "Аш-Шабаб" возникла на обломках другого фундаменталистского движения — "Союза исламских судов". Эту группировку на Западе считают родственной "Аль-Каиде" структурой. Госдепартамент США даже внес ее в "черный" список террористических организаций. И западные СМИ не раз писали о том, что сомалийцы успели засветиться в борьбе против США и НАТО в Афганистане и Пакистане.

Деятельность организации вызывает беспокойство и в Израиле, поскольку один из лидеров "Аш-Шабаб" Мухтар Робоу Абу Мансур и его сподвижники неоднократно угрожали Тель-Авиву, вплоть до начала "войны с евреями на Ближнем Востоке".

Несмотря на явную призрачность подобной угрозы, аналитики Международного кризисного центра (International Crisis Group) рекомендовали отнестись к этим заявлениям со всей серьезностью, поскольку боевики "Аш-Шабаб" редко бросают слова на ветер и "имеют репутацию безжалостных бандитов, которые не только убивают, но и применяют по отношению к жертвам чудовищные пытки". По крайней мере, они способны нанести локальные удары по израильским гражданам в регионе.

Читайте также: Большая суданская порка

Впрочем, гораздо больше известно о сомалийской работе этой организации. Она ведет борьбу за установление полного контроля на юге и востоке Сомали, более 20 лет назад распавшегося на несколько государственных образований, самыми известными из которых до последнего времени были Сомалиленд и Пунтленд.

В наибольшей степени исламисты "Аш-Шабаб" контролируют сомалийский юг, где они регулярно ужесточают законы на основе шариата. Достаточно сказать, что на этой территории они почти полностью искоренили неисламскую культуру, как противоречащую мусульманской религии. В 2009 году они запретили кинофильмы, танцы на свадьбах и даже просмотры футбольных матчей.

Разумеется, от них не ускользнула и музыка. Недавно они запретили населению использовать в мобильных телефонах иные рингтоны, кроме сур Корана и хадисов.

Повышенное внимание они уделяют и "женскому вопросу". На подконтрольной им территории они закрыли все женские организации и ревностно следят за тем, чтобы сомалийские женщины не участвовали ни в общественной, ни в политической жизни страны. Очевидцы свидетельствуют о том, что "Аш-Шабаб" с особым вниманием наблюдает за моральным обликом местных женщин и что практически все девушки в возрасте старше 13 лет должны скрывать под никабами не только тело, но и лицо. И, разумеется, их жестко наказывают за все провинности с точки зрения шариата. К примеру, супружеская неверность со стороны женщины карается смертью.

Чем вызван такой подход к женскому вопросу и не сужают ли свою социальную базу исламисты таким отношением к женщинам? Эти вопросы "Правда.Ру" задала экспертам Ивану Коновалову и Ксении Светловой.

Иван Коновалов, эксперт по Сомали: "Дело в том, что подобное отношение можно трактовать по-разному. Разумеется, с православной точки зрения это недопустимо. Это неприемлемо и с точки зрения западных ценностей. Однако с точки зрения многих сомалийцев, и не только сомалийцев, это вовсе не так ужасно. Скорее, это даже просто обыденность. С точки зрения норм шариата — это нечто само собой разумеющееся. "Аш-Шабаб" в этом смысле является продолжателем своих предшественников из другого консервативного движения "Аль-Техат-аль-Ислами". И здесь их идеология, по сути, тождественна талибам, с которыми у них много общего.

И у тех, и у других свое понимание роли женщины в обществе, и, с их точки зрения, она не может быть министром, поскольку если отталкиваться от их философской базы, то это элемент вестернизации, опасный для традиционного общества и семьи. И дело тут вовсе не в том, что она возглавила Министерство по делам женщин и семьи. Главное, что ей не дали быть министром.

С точки зрения Запада, это средневековье. Но ведь такой жизнью они живут уже многие сотни лет и мало кто хочет перемен. Ну, увезли женщину-министра. Хорошо, что не убили. К примеру, в ряде районов Сомали распространено побивание камнями, так что ничего особенно страшного не произошло.

Зато страшно, с точки зрения традиционных ценностей, то, что Запад пытается во все это лезть. Я ни в коем случае не оправдываю того, что происходит в Сомали. Но это их жизнь, и не надо туда лезть со своими установками. Все должно идти эволюционным путем. В противном случае, не стоит удивляться тому, что после очередного вмешательства Запада появляется очередная исламистская группировка".

Ксения Светлова, арабист, эксперт по исламскому миру: "Во многом идеология и методика "Аш-Шабаб" заимствована у "Талибана", с которым у этого движения установлена прямая связь. Оба эти движения принадлежат к наиболее радикальным исламистским группировкам, для которых женский вопрос является едва ли не самым центральным, поскольку касается основы основ — общества и семьи.

К тому же радикальные исламисты выступают и против любого изменения статуса женщины. Скажем, они пытаются не допустить появления женщин-адвокатов и т.д. По их мнению, любое расширение роли женщины в обществе крайне опасно. Было бы ошибкой считать, что попытки не пустить женщин во власть продиктованы исключительно опасениями со стороны мужчин эту власть, в том числе, и над женщинами, утратить. Это верно лишь отчасти.

Разумеется, в Сомали и некоторых других странах к женщинам относятся, как к самкам, предназначенным для вопроизводства потомства. Но это было бы упрощенным подходом. Проблема гораздо шире. Не случайно, даже умеренные исламисты в той или иной мере практически постоянно касаются этой проблемы. По их мнению, любые изменения положения женщины в исламском обществе являются проявлениями феминизма, одного из орудий Запада. А феминизм, с их точки зрения, ведет к упадку морали и последующему разрушению семьи и несет гибель исламскому обществу. Ведь именно женщина-мать должна воспитать воина-бойца. Другое дело, каким будет это воспитание. Ведь там, где господствуют радикальные фундаменталисты, представительницы прекрасной половины человечества безграмотны, поскольку, с точки зрения исламистов, образование женщинам не только не нужно, но и вредно.

Читайте также: Европа против паранджи

Однако, с точки зрения самого такого общества, такой подход далеко не однозначен. Он резко ограничивает развитие общества за счет искусственного сдерживания людских ресурсов. И далеко не везде в исламских странах этот подход приветствуется. Например, в шиитском Иране проявили большую гибкость, позволив женщинам работать и предоставив ряд других прав. Тем самым Тегеран включил в экономику десятки миллионов иранских женщин, сделав так, чтобы они работали на его же благо".

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *