Верховный суд Ливии отменил прославление Каддафи

Декаддафизация Ливии и десталинизация России

Верховный суд Ливии отменил закон, согласно которому, за прославление Муаммара Каддафи можно было получить до 15 лет тюрьмы. Суть следующая: после падения прежнего режима временное правительство "свободной" Ливии постановило поминать имя свергнутого вождя лишь в негативном контексте. И не только имя — все достижения Джамахирии тоже оказались под запретом. Видимо, новые чиновники испугались, что любое сравнение окажется не в их пользу. Поэтому о Каддафи разрешалось говорить либо плохо, либо вообще никак. "Ослушникам" же грозило уголовное преследование.

Насильно прививаемая амнезия возмутила огромное количество ливийцев. Самое пикантное, что не только их — многие международные правозащитные организации принялись ругать "поспешный закон", а теперь и тамошний суд признал его "неконституционным". Отныне любой ливиец может сказать: а при Каддафи-то было лучше, — и ему ничего не будет.

Казалось бы — все хорошо, но при чем здесь Россия? А я напомню, как 12 октября 2010 года глава президентского совета по правам человека Михаил Федотов заявил, что одной из главных задач этого самого Совета он видит "десталинизацию общественного сознания".

Дальше больше — одной "десталинизацией" отечественные борцы за общечеловеческие ценности решили не ограничиваться и провести "до кучи" еще и "декоммунизацию" страны. По их мнению, эти меры будут сильно способствовать "национальному примирению".

Такой настрой российских правозащитников вызвал горячее приветствие зарубежья, особенно ближнего. Например, премьер-министр Литвы Андрюс Кубилюс целиком и полностью одобрил предложение Федотова сотоварищи признать ответственность СССР за геноцид и Вторую мировую войну. Что вполне предсказуемо, ведь официальный Вильнюс до сих пор мечтает получить от Москвы 23 миллиарда евро "за советскую оккупацию". И чем больше какой-нибудь Федотов говорит (впрочем, "не какой-нибудь", а советник президента), тем ближе "сбыча мечт".

За прославление Сталина в России, конечно, не судят (хотя призывы к этому раздаются постоянно). Вместо тюрьмы у нас обструкция. Стоит помянуть полузапретное имя не только в связи с репрессиями, мгновенно включается истерика. В канун 65-летия разгрома фашистской Германии столичные власти намеревались разместить в Москве несколько портретов генералиссимуса и сразу нарвались на "оскорбления".

Читайте также: Ливия: сажать - не сеять, взрывать - не строить

"Появление щитов со Сталиным ко Дню Победы станет оскорблением для множества граждан, — заявил тогда "правочеловек" Лев Пономарев. — Бесспорно, будет общественный протест. У москвичей достаточно сил, чтобы предотвратить эту мерзость". А речь шла всего-то навсего о 10 стендах с кадрами из кинохроники.

В этом году к 9 мая в продаже появились школьные тетради, с обложек которых смотрел человек с усами. Причем издатели "подали" его сбалансированно — с исторической справкой: в годы правления Сталина 640 тысяч человек были расстреляны, около 2,5 миллионов человек отправились в лагеря. И там же указывалось — именно при Сталине в стране возникла мощная промышленность, а Советская армия стала одной из сильнейших в мире.

Но кого волнуют "подробности"? "Тетради со Сталиным — это морально-нравственный разврат", — сообщил журналистам телеведущий Николай Сванидзе. Его коллега по Общественной палате Сергей Волков тоже не долго думал: "Изображение этого человека (Сталина) сродни изображению свастики Гитлера".

Разумеется, вездесущая Ксения Собчак тоже не осталась в стороне от "благодатной" темы: "Я считаю, что пока мы не признаем сталинский режим преступным, пока это не будет возведено в ранг государственной политики, до тех пор мы не можем вообще говорить о том, что мы — современное, демократическое государство".

Читайте также: Смерть Каддафи: приказано забыть

Про ее "мы" все понятно, но вот куда девать "их", не согласных с тем, что в 1991 году стране было гораздо труднее, чем в 1941-м? Неожиданно выяснилось: умирать от либеральных реформ ничуть не слаще, чем от "колхозных". А воевать "ни за что" гораздо трагичнее, чем хотя бы "за Сталина". С "контуженными либерализмом" бесполезно спорить о репрессиях. Ответ будет всегда один: "Зато мы делали ракеты, перекрывали Енисей…" Поэтому вряд ли после "десталинизации" наступит "согласие и примирение", как-то обещал Михаил Федотов.

Посткриптум. В день рождения Каддафи (7 июня ему исполнилось бы 70 лет) у посольства Ливии в Москве прошел митинг, на котором о бывшем вожде бывшей Джамахирии было сказано много теплых слов. И ничего, мир не перевернулся, протестов от правозащитников не последовало, хотя Каддафи они тоже сравнивали с Гитлером.

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Автор Михаил Синельников-Оришак
Михаил Синельников-Оришак — бывший обозреватель Правды.Ру
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить