Пираты Сомали: снова смертельные рейды?

Последний суд над классическими пиратами под "Веселым Роджером" проводился более 100 лет назад. Однако сегодня практически каждый день на скамье подсудимых оказываются сомалийские пираты. Что же толкает их идти на вооруженный разбой, захват заложников и убийство ни в чем неповинных граждан, и как разные страны мира смотрят на проблему пиратства?

Казалось бы, пиратство как прибыльное, но незаконное занятие давно кануло в лету, однако это совсем не так — в современном мире процветает подобного рода морской разбой, и виной тому — сомалийские пираты. В понедельник, 13 августа окружной суд штата Виржиния, что в США, приговорил одного из лидеров пиратской группировки, гражданина Сомали Мохаммада Шибина к 12 пожизненным срокам, сообщает агентство Associated Press. Окружной судья Роберт Думар отметил, что пирату очень повезло избежать смертной казни. Суд постановил засчитать ему десять пожизненных сроков одновременно, а остальные два — последовательно. Кроме того, по решению заседания, Моххамад Шибин должен будет выплатить пострадавшим, семьям жертв, а так же правительству Соединенных Штатов 5,4 миллиона долларов.

Читайте также: Оружейное эмбарго против пиратов Сомали

Пирата обвиняли по 15 статьям, которые предусматривали такие действия как "пиратство", "захват заложников" и "похищение". Кстати, адвокат подсудимого Джеймс Броколетти отметил, что приговор будет обжалован, так как по статье "пиратство" обвинение может выносить только Верховный суд. Однако судья Роберт Думар справедливо заявил, что Верховный Суд может оказаться еще менее лояльным, чем окружной.

Моххамад Шибин был задержан еще в апреле 2011 года — он был главарем, поэтому принимал непосредственного участия в нападениях на суда и захвате заложников. Злодей планировал действия подчиненных, находясь в безопасном месте, и связывался с ними по интернету — что и позволило спецслужбам США выйти на его след.

Воды, омывающие берега африканской республики Сомали, опасны для торговых и пассажирских судов — теперь этот регион контролируется многочисленными вооруженными группировками, члены которых называют себя пиратами. Захват морских судов происходит с целью дальнейшего выкупа, для нападения пираты используют небольшие рыболовные суда, катера и моторные лодки, а также неплохое вооружение.

Чаще всего пираты — это люди 20-40 лет, в основном выходцы Пунтленда — самопровозглашенной страны на севере Сомали. Фактически страны Сомали нет уже с 1991 года — она разделилась на регионы, которыми правит местная администрация. Из-за очень низкого уровня экономики Сомали пиратство — это основной источник доходов ее жителей, поэтому местные власти никоим образом не противятся факту разбойных нападений на чужие суда. Географически же Сомали расположена очень удачно — мимо проходит большинство морских путей через Суэцкий канал, именно тут пролегают маршруты торговых и пассажирский лайнеров, соединяющие Африку, Европу и Азию.

Международное морское бюро отмечает, что пиратство в этом регионе активно стало развиваться в 2004 году. Правда, до начала 2008 года проблема была не столь острой: преступные группировки старались не вредить здоровью заложников или членов команд захваченных кораблей, так как понимали, что их не будут так уж рьяно преследовать, пока они никого не лишили жизни.

В 2011 году нападения ужесточились — 22 февраля пираты убили американских заложников с захваченной яхты. Представитель сомалийских пиратов, пожелавший остаться неизвестным, заявил, что это была месть за десять их соотечественников, убитых российским спецназом в 2010 году при освобождении танкера. Кстати, захват той яхты и позволил американским силовым структурам напасть на след Моххамада Шибина, когда тот пытался выяснить, какой выкуп способны заплатить родственники захваченных граждан США.

Словом, проблема вооруженных нападений в этом регионе стоит очень остро — иначе многие страны бы не принимали столь кардинальных мер по борьбе с пиратами. Еще в 2008 году ООН приняла резолюцию, в которой попросила государства применять военные силы против пиратов. В резолюции особо отмечалось, что правительствам всех стран разрешается использовать против пиратов военно-морские и военно-воздушные силы.

В этом же году в подкрепление резолюции ООН началась операция "Аталанта". В ее рамках производится охрана судов, доставляющих продовольствие гражданам Сомали, транспортных или пассажирских судов, следующих через нейтральные воды, предотвращение актов разбойных нападений пиратов на мирные суда, а также контроль рыболовства в прибрежных водах Сомали.

Сегодня в операции участвуют 23 страны Евросоюза и пять других государств — Сербия, Черногория, Хорватия, Норвегия и Украина. Центр управления и оперативный штаб операции базируется в британском Нортвуде. ЕС ежегодно выделяет 8 миллионов евро на борьбу с пиратством.

Однако далеко не все страны рвутся в бой с пиратством Сомали. В 2010 году морские военные захватили группу пиратов, напавшую на немецкий корабль, а после бандитов передали соседней Кении для суда: ведь правительство Сомали давно не контролирует обстановку в стране. Кения же отказалась судиться с пиратами, отговариваясь тем, что в глазах местного законодательства оные чисты. Более того, правительство Кении заявило, что пиратов стоит признать беженцами и предоставить им помощь.

Несмотря на все усилия, нельзя сказать, что активность сомалийских пиратов снижается: все новые и новые банды выходят на охоту на мирные корабли. А вот удачных вылазок у них действительно стало меньше: тому способствует эффективная борьба многих стран против них. Кстати, развитые государства сами расширяют свои полномочия по охране судов от посягательств.

Читайте также: Африка устала от дружелюбия Америки

В этом году в Германии был принят закон, который разрешает ВС ФРГ уничтожать пиратов не только на море, но и на суше. По сообщению DW-WORLD, немецкие войска теперь могут атаковать их не только в водах Сомали, но и на берегу. Кроме того, ВВС Германии получили разрешение атаковать опорные пункты пиратов, расположенные не дальше двух километров от побережья.

Некоторые страны, правда, уверены, что только активные боевые действия проблему не решат. В феврале этого года в Лондоне прошла конференция по вопросу Сомали. Глава Комитета по международным делам Совета Федерации, спецпредставитель президента РФ по сотрудничеству со странами Африки Михаил Маргелов отметил на ней, что уничтожать пиратов на море не имеет большого смысла. Необходимо искоренять сами причины морского разбоя, восстанавливать экономику страны и повышать уровень жизни в Сомали. Тогда пиратство исчезнет само собой.

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

 

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!


Сомалийские пираты захватили сухогруз Beluga Fortune
Комментарии
Меркель: Россия стала силой, формирующей мировой порядок
Почему Казахстан отключил все российские телеканалы
Почему Казахстан отключил все российские телеканалы
Болгария предложила России отремонтировать 15 "МиГов"
Меркель: Россия стала силой, формирующей мировой порядок
СМИ раскрыли причины задержания Керимова во Франции
Почему Казахстан отключил все российские телеканалы
Почему Казахстан отключил все российские телеканалы
Геофизики зафиксировали странный гул, идущий со дна океана
Меркель: Россия стала силой, формирующей мировой порядок
Меркель: Россия стала силой, формирующей мировой порядок
В Татарстане заговорили о необязательности изучения русского языка
Меркель: Россия стала силой, формирующей мировой порядок
Болгария предложила России отремонтировать 15 "МиГов"
В Татарстане заговорили о необязательности изучения русского языка
В Татарстане заговорили о необязательности изучения русского языка
Красное колесо: Солженицына увековечили не вовремя
BBC: Британия вслед за США попалась на финансировании террористов
Это неизбежно: СССР вернется при одном условии
Меркель: Россия стала силой, формирующей мировой порядок
Посол Польши на Украине: Россия — наш общий враг

Русская эскадра - не просто набор слов. Это историческое название последнего соединения кораблей и судов Императорского флота России. Именно она эвакуировала из Крыма армию генерала Врангеля и гражданское население. Беженцев приняла Франция, предоставив эскадре стоянку в Тунисе, в городе Бизерта. Судьбы большинства беженцев поистине трагичны…

Последнее пристанище Русской эскадры