ВМФ России даст бой морским пиратам

Россия готовится объявить войну морскому пиратству, которое всё чаще наносит ущерб ее интересам. Еще в XIX веке многие считали это явление ушедшим в прошлое, но сегодня оно по-прежнему процветает. Мало того - оно стало проблемой мирового масштаба. Наглядный пример тому – история с нападением пиратов на российский корабль "Свитцер Корсаков", произошедшее у сомалийских берегов, причём драма с заложниками до сих пор не закончена.

Самыми опасными для судоходства являются прибрежные воды Индонезии, Нигерии и Сомали. Главная причина возрождения пиратства – ужасающая бедность местных жителей и, зачастую, отсутствие у экипажей судов, подвергшихся нападению, оружия. И хотя руководство датской компании, которой принадлежит буксир, просило Москву "подождать", Россия не исключила силовой вариант разрешения проблемы. Как бы там ни было, ясно одно: морское пиратство после своего, казалось бы, окончательного угасания в XIX веке, восстало из пепла, словно птица Феникс.

Нападения пиратов у берегов Сомали начались в 1991 году, когда в результате военного переворота пал диктаторский режим Мохаммеда Сиада Барре, и в стране установилось безвластие. После же ухода американцев Африканский Рог стал своего рода "Гуляй-полем" для разного рода бандитов и террористов, включая пиратов. И это, казалось бы, оставшееся лишь в кино явление расцвело пышным цветом. Так, экономика одного из "осколков" Сомали, Пунтленда, во многом базируется на доходах от пиратства. Дело в том, что у населения прибрежной полосы, по сути, нет иного занятия, кроме пиратства. Рыбной ловлей много не заработаешь, поскольку продавать морскую живность особо некому, да и доходов она приносит значительно меньше, чем бандитизм.

Заметим, что США, несмотря на все их технические преимущества, так и не удалось покончить с этим средневековым явлением. В последнее время пиратство становится все большей угрозой для международного судоходства и наносит все больший урон мировой экономике.

Серьезность проблемы подтверждает создание в 1991 году в малазийской столице Куала-Лумпур Центра по борьбе с пиратством и Центра подготовки специалистов по борьбе с морскими разбойниками в США. По данным экспертов этих ведомств, бандитизмом на море занимаются более ста крупных группировок. Результаты наблюдений говорят сами за себя: жертвами сотен нападений за последние 16 лет стали суда 62 стран мира. Ущерб от пиратства только в азиатских водах оценивается не менее, чем в 25 млрд долларов ежегодно.

Так, из 2,6 млн. баррелей "черного золота", добываемых ежедневно у нигерийских берегов, 100 тысяч уходит пиратам. Впрочем, нигерийские морские разбойники не ограничиваются одной нефтью и занимаются похищением работников иностранных компаний, занимающихся ее добычей. Кажется, цифры потерь сравнительно небольшие. Однако из-за угрозы нападений уровень добычи упал на 0,5 млн. баррелей в сутки.

И хотя со всех фронтов борьбы с пиратством время от времени доносятся победные реляции, в глобальном плане это не нанесло пиратству сокрушающего удара, который бы привел к ликвидации этого явления, поскольку порождающие его условия бедности и одновременно "роскоши за забором" не устранены.

Вообще, география действий корсаров ХХI века довольно широкая: это воды побережья Азии, Африки, Латинской Америки – всего 56 стран. Особенно опасно в Юго-Восточной Азии, например, в Южно-Китайском море (Малаккский пролив, Индонезия, Филиппины, Таиланд). В Западной Африке, кроме Нигерии, пираты особенно активны в Сенегале, Анголе и Гане. Немало шансов встретить их и в водах Индийского океана (Индия, Шри-Ланка, Бангладеш, Сомали, Танзания). Южная Америка и ее когда-то знаменитое своими "джентльменами удачи" Карибское море отошли на второй план, хотя пиратов отмечали в Бразилии, Колумбии, Венесуэле, Эквадоре, Никарагуа и Гайане.

Пальму первенства по нападениям традиционно удерживает Индонезия, побережье которой являются прибежищем современных флибустьеров: по ее проливам ежедневно следуют тысячи кораблей с ценным грузом. Чаще всего пираты грабят сухогрузы, танкеры, контейнеровозы и рыболовные суда, а также богатые яхты.

Нападения обычно проходят по одному сценарию. Корабль-жертва в условиях плохой видимости окружают быстроходные моторные катера и лодки. Без лишнего шума пираты поднимаются на палубу, захватывают радиорубку и капитана судна и после этого берут "объект" под полный контроль.

Современное пиратство делится на три вида. Первый из них - обычные банды, вооруженные ножами и пистолетами. Они обычно не пытаются захватить само судно – их цель – судовая касса и груз. Второй Пираты с более солидным вооружением – крупнокалиберными пулеметами, автоматами и гранатометами, нередко истребляющие весь экипаж и захватывающие судно вместе с грузом.

В ноябре 1998 года в Тайваньском проливе пираты обезглавили всех 23 членов команды китайского сухогруза "Чунг сон", а само судно продали. Другой громкий случай имел место в 2001 году, когда жертвой грабителей на Амазонке стал известный американский яхтсмен Питер Блейк. А 4 июня 2007 г. сомалийские пираты, захватившие китайский траулер, не дождавшись выкупа, перебили часть его экипажа.

Наконец, третий вид пиратов - международные мафиозные группировки, специализирующиеся на захвате кораблей с особо ценными грузами. Их вооружение и оснащение нередко не уступает флотам развитых стран: современная спутниковая навигация и средства связи, обширная агентурная сеть и связи во властных структурах.

Заметим, что пираты становятся все наглее. Около года назад сомалийские морские бандиты даже вступили в бой с американскими ракетным крейсером "Кейп Сент-Джордж" и эсминцем "Гонсалес", когда представители флота США решили учинить им досмотр. Итог боя для пиратов был печален – мощным артиллерийским установкам и ракетам они смогли противопоставить лишь пулеметы, и после нескольких выстрелов американцев их корабль пошел ко дну. Однако наглость и смелость "джентльменов удачи", вступивших в бой с ультрасовременными боевыми судами, не может не удивлять.

Как показывает последний случай со "Свитцером Корсаковым", пиратство бьёт и по российским интересам. И это далеко не первое подобное происшествие с нашими кораблями. Так, в 1996 г. пираты напали на танкер "Амурск" в нигерийском порту Лагос. 21 апреля 2000 года морские разбойники атаковали на рейде бангладешского порта Читтагонг сухогруз "Форест-1". 22 февраля 2003 года "джентльмены удачи" пытались захватить у побережья Сомали танкер "Моннерон". Там же 10 апреля 2005 года жертвой флибустьеров стал теплоход "Тим Бак". Особую известность приобрели имевшие место нападения гвинейских пиратов на танкеры "Лучегорск" и "Шкотово" в мае 2006 г.

Показательно, что после того, как в 2004 году в руках пиратов побывал очередной российский теплоход, бывший главком ВМФ России адмирал Куроедов высказался о необходимости чаще выводить российские военные корабли в Мировой океан, чтобы "ни один пират не осмелился нападать на наши мирные суда". Это, конечно, может улучшить ситуацию. Однако это не является панацеей, ведь к каждому траулеру или танкеру конвой не приставишь.

Почему же не удается справиться с этим явлением? Этому препятствует экономическое положение той или иной страны, не оставляющее ее жителям иного выбора, как взяться за автомат. Из-за бедности подавляющей части населения прибрежной полосы бороться с подобным явлением можно с таким же успехом, как срубать головы Лернейской гидре. Закономерность здесь одна: чем беднее страна и чем ниже уровень жизни ее населения, тем выше вероятность стать жертвой пиратской вылазки.

Одним из вариантов решения проблемы могло стать вооружение команд коммерческих судов, которые в большинстве своем остаются безоружными перед угрозой нападения". Однако это не решает проблему глобально – для этого нужна общая воля ведущих стран мира.

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить