9 июля на карте мира появится новое государство - Южный Судан

Южный Судан: в ожидании кровавой бойни

9 июля 2011 года на карте мира появится еще одно, 193-е по счету, государство — Южный Судан, почти 99 процентов жителей которого в феврале 2011 года проголосовали за независимость от Хартума.

При подготовке к столь важному событию не обошлось и без курьезов. Как известно, сегодня каждое независимое государство получает официально свой интернет-домен. Южносуданцы настаивают на аббревиатуре ss. Несмотря на неоднозначную реакцию в мире, они намерены добиться ее удовлетворения, не видя какой бы то ни было нацистской подоплеки, которую усмотрели в Европе. Ведь никто не возмущается тем, что домен северного Судана — sd — также не отличается с точки зрения антифашистов безупречностью.

Но самое важное — то, что официальное провозглашение независимости пока нельзя считать датой окончания противостояния Северного и Южного Судана. Появление последнего создает много крайне деликатных вопросов. В числе самых главных — нефтяной.

Несмотря на то, что многие считают Южный Судан "западным проектом", поскольку спецслужбы США и европейских стран поддерживали действия южносуданских бойцов против Хартума, это не совсем так. Достаточно символично выглядит то, что флаги нового государства сделаны в Китае.

Несмотря на дружеские отношения с аль-Баширом, Пекин уже подсуетился на предмет развития отношений не только с Северным, но и с Южным Суданом. Тем более что гордой, но разоренной многолетней войной стране крайне нужны инвестиции. Достаточно сказать, что в столице страны Джубе до сих пор видны следы войны. Здесь нет элементарной инфраструктуры, бесперебойного водо- и электроснабжения, а о канализации пока даже и не мечтают.

Впрочем, учитывая наличие в Южном Судане крупных нефтяных запасов, все исправимо. В числе наиболее интересных вариантов — китайские. Это вызывает беспокойство ряда западных аналитиков, опасающихся, что "ослабленная банановая республика" станет легкой добычей Поднебесной.

Сложность ситуации обусловлена и острыми спорами между Джубой и Хартумом. Провозглашение независимости омрачается конфликтом в Южном Кордофане, который Хартум ввиду наличия там серьезных запасов нефти, особенно в районе Абья, намерен оставить за собой.

С момента референдума о независимости кровопролитные столкновения случались там не раз. За месяц до событий, 6 июня 2011 года, они разгорелись в полную силу.

По версии Хартума, бойцы южан из SPLA напали на полицейский участок, похитив оттуда оружие, тогда как по версии южан, северяне в ходе "предательского нападения" пытались разоружить их силой.

14 июня 2011 года ООН обвинила в эскалации правительство Северного Судана, в частности, в "интенсивных бомбардировках" на границе, которые привели к "огромным страданиям" гражданских лиц.

Согласно данным ООН, менее чем за месяц из этого района бежали 140 тысяч человек. Причем офисы этой организации, откуда населению оказывалась гуманитарная помощь, были разграблены, а церкви сожжены.

Гуманитарные работники говорят, что этнические нубийцы сознательно избраны мишенью арабского Севера. Подчиненные президента аль-Башира все категорически отрицают, указывая, что их подручные занимались нейтрализацией исключительно боевиков. О серьезности проблемы говорит тот факт, что 15 июня на нее обратил внимание президент США Барак Обама, который призвал стороны к прекращению огня и к выполнению взятых ранее обязательств по мирному разделу.

Гораздо более тревожным было заявление главы англиканской церкви архиепископа Кентерберийского Роуэна Уильямса, выразившего опасение "большого риска повторения ситуации в Дарфуре с массовым террором против гражданского населения".

В свою очередь представитель организации "Международная амнистия" Таванда Хондора открыто заявляет, что аль-Башир сознательно зачищает Южный Кордофан и Абья от всех потенциальных противников.

А местные жители, нубийцы, в свое время сражавшиеся на стороне южан, опасаются остаться без поддержки Джубы и подвергнуться геноциду со стороны подручных аль-Башира.

Сейчас стороны продолжают взаимные нападки. В частности, южане, возмущенные воздушными ударами со стороны подчиненных аль-Башира, обещают ему полномасштабную войну, "если он того хочет". Во второй половине июня столкновения особенно усилились вокруг столицы Южного Кардофана Кадугли.

После вмешательства в события Африканского Союза появилась робкая надежда на исправление ситуации. Однако официальный Хартум этим недоволен. Еще 20 июня стороны договорились о демилитаризации области Абья, но раздражение северян вызвано тем, что здесь должны быть развернуты эфиопские миротворцы.

Читайте также: Юг и Север Судана: война из-за армии и нефти

А отношения у Северного Судана с Эфиопией ввиду обострения водной нильской проблемы довольно сложные. При таком раскладе избежать столкновений будет крайне сложно. Тем более что сложная схема управления Абья, подразумевающая совместное участие в нем южан и северян, изначально запрограммирована на споры. Причем официальный Хартум и так плохо скрывает свое раздражение по поводу того, что его "представители присутствуют там (в частности, в полиции) меньше, чем южане".

Впрочем, весьма показательно, что Северный Судан ввязался в драку еще до официального провозглашения независимости Южного Судана.

Причем 21 июня 2011 года представитель южан Мохаммед Ахмед Дидири опроверг сообщения, что будто бы на последней встрече в Аддис-Абебе Южный Судан согласился уступить Абья Северу. На это сообщение тут же отозвался Хартум, утверждая, что такие заявления не соответствуют действительности.

4 июля 2011 года лидеры Северного и Южного Судана Омар Башир и Сальва Киир согласились на демилитаризацию спорного района Абья. Однако до сих пор точно неизвестно, когда соглашение вступит в силу, поскольку южносуданские власти заявили о приостановке переговоров с северянами, обвинив президента аль-Башира в поддержке семи повстанческих групп, действующих против Джубы, а также попытке организации заговора с целью свержения национального правительства.

Причем это лишь одна из проблемных точек. Острые нерешенные противоречия имеются практически вдоль всей границы двух государств. Неопределенность с подчинением районов, где проживают или кочуют арабы, при наличии негроидного населения автоматически программирует новую кровопролитную войну. Тем более что спорные районы очень богаты нефтью. По разным данным, на них приходится до трети общесуданских запасов.

Ситуация осложняется и тем, что правительство Юга намерено добиваться изменения в распределении нефтяных богатств, в частности, настаивает на изменении маршрутов нефтепроводов, проходящих через подконтрольную Хартуму территорию. А это для Севера, по сути, вопрос жизни и смерти. Так что суданские тернии неизбежно продолжатся. В переделе нефтяных полей заинтересованы и некоторые международные нефтяные корпорации, в том числе из западных стран и Китая, для которых Судан — стратегически важная сырьевая площадка.

О главных международных событиях читайте в разделе "Мир"

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить