Африканские сокровища: проклятие «Черного континента»

Африку сотрясают непрекращающиеся войны. Через них с момента обретения независимости в той или иной степени прошло большинство африканских стран. Секрет непрекращающихся войн – борьба за контроль над колоссальными ресурсами «Черного континента» сил извне, пытающихся получить их по бросовой цене. При этом в борьбе участвуют не только государственные, но и частные интересы.

Африка всё больше втягивается во внутренние разборки «с иностранным участием». Среди самых значительных – гражданская война в Конго, эскалация столкновения в Чаде, межрелигиозная резня в Нигерии и межэтнический геноцид в Судане. Неспокойно и в большинстве других африканских стран.

Напомним, что отсутствие стабильности сопровождало почти всю полувековую историю свободной Африки. Как ни странно, главная причина этого явления кроется в её колоссальных богатствах. С другой стороны, на это накладывает отпечаток колониальное «наследие».

Многие из активных и «тлеющих» конфликтов родились не сегодня. Дело в том, что африканские народы довольно многочисленны. Между некоторыми отношения испорчены еще с античных времен, когда «яблоком раздора» нередко выступали плодородные земли, источники воды, а потом и месторождения золота.

Ситуация еще больше усложнилась с приходом арабов, заселивших весь север континента. В Судане и Чаде кочевники-бедуины сразу вступили в конфликт с местными оседлыми негроидными племенами, оттесняя их всё дальше к югу и делая на них набеги с целью захвата рабов. Прежняя «историческая» вражда накладывает отпечаток на их взаимоотношения и сегодня.

Однако теперь большую роль играет наличие в той или иной стране природных ресурсов. При этом золото находится здесь на вторых или даже третьих ролях. Главную роль играет наличие месторождений алмазов и нефти. И чем больше запасов сырья, тем ожесточеннее бывают конфликты.

Как минимум две трети африканских конфликтов так или иначе связаны с алмазами. Это Ангола, Конго (Заир), Кот д`Ивуар (Берег Слоновой Кости), Либерия, Съерра-Леоне, Центрально-Африканская Республика (ЦАР). Одно наличие месторождений алмазов, называемых в Африке «кровавыми», фактически делает возникновение «грязных алмазных войн» неизбежным.

Однако африканские войны не ограничиваются «борьбой за алмазы». В ряде случаев соперничество идёт сразу за несколько видов сырья. Особняком стоит уран, по большей части из-за которого Чад долгое время являлся ареной противостояния между Ливией и Францией.

Не последнюю роль играют и другие ресурсы, особенно нефть. Это одна из причин непрекращающихся конфликтов в Западной Сахаре, Нигерии, Судане, а также Анголе, Кот д`Ивуар, ЦАР и Чаде. В меньшей степени играют роль древесина ценных пород и золото (Гвинея-Бисау, Кот д`Ивуар, Либерия и ЦАР).

На это наслаивается колониальное «наследие». Дело в том, что границы многих стран Африки накроены самими колонизаторами совершенно произвольно и нередко из-за этого представители одного и того же народа живут одновременно в нескольких странах (например, тутси и хуту). И это во многом объясняет причины, почему в конфликт в Конго вовлечены также Бурунди, Руанда, Уганда и др. И по этой причине возникали и будут возникать «недоразумения». Особенно, если в приграничных районах обнаруживают природные богатства.

Кроме того, в попытке утвердить в той или иной местности своё влияние, былые властители стремились опереться на ту или иную группировку, используя такое явление как «трибализм» (или трайбализм от английского «трайб» – племя), сталкивая разные племена «лбами» по принципу «разделяй и властвуй».

Например, французы делали ставку на негров-южан в противовес арабам-северянам в Чаде и отчасти на кабилов в Алжире, нередко передавая им марионеточные функции по колониальному управлению. Это была бомба замедленного действия, которая взорвалась уже после ухода колонизаторов. Провозглашение независимости, пик которого пришелся на 1960-е годы, не принес исстрадавшимся африканским народам избавления от бед. Напротив, во многих случаях новые государства становились ареной ожесточенных столкновений враждующих группировок.

Представители тех или иных племен, имевших при белых преференции, не хотели делиться властью с прежними «париями». Более того, нередко они начинали их угнетать еще сильнее, чем сами колонизаторы и начиналась резня.

При этом характерной особенностью африканских конфликтов с их трайбализмом была исключительная жестокость представителей враждующих племен. В этом смысле показателен во всех отношениях пример тутси и хуту. «Активная» фаза конфликта между ними продолжается уже почти 15 лет, который сопровождается массовым уничтожением практически всех представителей другого этноса.

Характерной чертой войн в Африке является участие в них иностранных наемников вроде таких «королей солдат удачи» как Пола Баррила или Боба Денара, которые подчас выполняли сразу несколько иностранных заказов, как государственных, так и «частных», как крупных фирм, так и спецслужб. При этом среди них были не только профессионалы своего дела вроде представителей знаменитых южноафриканских коммандос и Французского иностранного легиона. Например, для участия в рейдах на ангольской территории британская МИ-6 собирала «пушечное мясо» в буквальном смысле слова по лондонским улицам из числа обычных бродяг. Но это скорее были исключения.

При этом многие из войн имеют «искусственный» характер и провоцируются иностранными компаниями и даже государствами, заинтересованными в получении дешевых африканских ресурсов. Иностранцам было выгодно искусственно поддерживать тлеющие конфликты, чтобы «ловить рыбу в мутной воде», поскольку в этом случае можно было скупать у представителей враждующих сторон сырье по заниженной цене. Сегодня вместо бус и зеркалец «неоколонизаторы» продвигают старое оружие, боеприпасы, а также «предметы европейского быта» и т.п.

Показательно, что Конго, охваченный жестокой гражданской войной и являющийся третьей страной по алмазодобыче в Африке, является поставщиком самых дешевых в мире алмазов. Так, если средняя их цена со стороны «мирных» экспортеров составляет в среднем около 100 долларов за карат, то стоимость конголезского карата не доходит и до 15 долларов.

«Побочные» эффекты «грязных» сырьевых войн известны – сотни тысяч погибших, миллионы беженцев. При этом международные организации, включая и ООН, в большинстве случаев оказываются бессильны переломить ситуацию из-за того, что на кону лежат миллиарды долларов. И положение в будущем имеет тенденцию к ухудшению.

Так, история алмазодобычи в Африке в «промышленных масштабах» насчитывает 100 лет. Еще 20 лет назад она велась в основном на юге континента, в ЮАР, Лесото и др. Сегодня добычу ведут десятки конкурирующих «многонациональных» корпораций со значительной долей западного капитала. Однако в 1980-х годах, когда «южные» месторождения начали истощаться, их добыча стала перемещаться в центральную Африку. Параллельно этому и происходила эскалация конфликтов. Это правило распространяется и на «новые» нефтяные страны вроде Судана и Чада. И по мере дальнейшего расширения алмазо и нефтедобычи в центре континента межэтнические войны будут только усиливаться.

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить