Лидера алжирских исламистов вразумила... жена

Один из алжирских лидеров "Аль-Каиды в Исламском Магрибе" Атман Туати по прозвищу Абу-эль-Аббас решил "покончить с терроризмом". Сделать это его убедила… жена. 37-летний Туати - довольно заметная фигура среди алжирских боевиков.

Ещё в 1990-х гг. он принимал активное участие в войне, развязанной исламистами против властей. Долгие годы считался идеологическим лидером местной "Аль-Каиды". Туати курировал действия боевиков и, как утверждают официальные власти, репрессии против гражданского населения в центральных районах страны.

Причина, побудившая его сложить оружие, вызвала в обществе удивление. "Атман Туати принял такое решение по наставлению своей жены, которая просила его покончить с экстремизмом и вернуться домой", — заявил премьер-министр Алжира Ахмед Уяхья.

При этом представители МВД не без гордости заявили, что Туати стал четвёртым лидером местной "Аль-Каиды", решившим с начала текущего года вернуться к мирной жизни. Из чего они сделали вывод, что группировка находится в глубочайшем кризисе и близка к полному развалу.

Формулировка "по настоянию жены" выглядит весьма интригующе. Оказывается, такое возможно не просто в мусульманской стране, но в семье исламского фундаменталиста, живущей по строжайшим законам шариата, где у жены прав, мягко говоря, не много.

Здесь надо отметить, что алжирские женщины — одни из самых "свободных" в арабском мире. Представительницы прекрасного пола с закрытыми лицами встречаются в Алжире не так уж часто. Многие из них (преимущественно в городах) вообще не закрывают голову. Иные ограничиваются только платком.

Очень часто местные дамы (наравне с мужчинами) имеют право голоса в принятии важнейших семейных решений. Особо это заметно среди берберов (группа неарабских племён, живущих в Сахаре и горах Атлас). Как выясняется, довольно эмансипированная жена оказалась даже у видного боевика Туати. И он послушался свою половину.

Читайте также: Алжирские исламисты надеются на "молодежный реванш"

Впрочем, остальные исламисты не спешат последовать его примеру. Казалось бы, у Алжира с его огромными запасами нефти и газа и прекрасным климатом, есть всё для того, чтобы жить безбедно, зарабатывая на энергоносителях и туризме. Увы… В стране продолжается гражданская война, начавшаяся в 1992 г.

Фото: AP

В декабре 1991 года в стране прошёл первый тур многопартийных выборов. После того как выяснилось, что побеждает Исламский фронт спасения, второй тур голосования в начале 1992 года отменили. Исламисты ответили на это жесточайшим террором, одной из жертв которого стал тогдашний премьер-министр страны Мухаммед Будиаф.

Нападения на иностранцев стали прозой жизни алжирских городов. За последние годы в результате терактов и похищений погибли десятки граждан иностранных государств. Обычным делом стали убийства чиновников, солдат, полицейских. Кроме того, от действий неизвестных "эскадронов смерти" страдали и мирные алжирцы. Людей порой вырезали целыми деревнями. Власти обвиняли в этом исламистов, а те — правящий режим. Всего за 18 лет в стране погибли более 200 тысяч человек.

Правительство старалось давать исламистам жёсткий отпор. Президенты Ламин Зеруаль (правил в 1994–1999 гг.) и сменивший его Абдельазиз Бутефлика добились немалых успехов. Им удалось создать отряды самообороны, защищавшие деревни от боевиков, и пресечь многие каналы финансирования террористов.

На референдуме 2005 года население Алжира одобрило предложенную правительством за год до этого "Хартию за мир и согласие". Согласно этому документу боевики, сложившие оружие, подлежат амнистии. В результате многие исламисты, на счету которых были и тяжкие преступления, решили с терроризмом "завязать".

Но организация "Салафистская группировка проповеди и джихада" отказалась принять эти условия и ещё в 2004 году объявила о том, что вливается в ряды "Аль-Каиды". С 2007 года группировка была переименована в "Аль-Каиду в Исламском Магрибе" и продолжила свой кровавый путь. До недавнего времени этим занимался и её лидер Атман Туати. Который теперь так неожиданно для многих, послушавшись жену, сложил оружие. Напрашивается вопрос: повлияет ли этот пример добровольного разоружения на ситуацию в целом?

Главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений Георгий Мирский в своем комментарии "Правде.Ру" отметил, что сдача одного из главарей исламистов властям не повлияет на мирное разрешение ситуации в стране. "Те головорезы, которые продолжают в Алжире войну, намерены и далее её продолжать. Они заявляют о том, что будут вести сражение со светским режимом, продавшимся крестоносцам, до победного конца. И как раз в последние годы после вхождения в "Аль-Каиду" алжирские исламисты усилили свои атаки. Словом, в настоящее время говорить о прекращении этой борьбы не приходится".

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить