Америке не дают покоя морские тени прошлого

Военно-морским силам США передан на ходовые испытания новый экспериментальный корабль. Тесты продлятся 18 месяцев на атлантическом побережье. Боевое назначение корабля (хотя при длине 80 футов, что составляет менее 24 метров, правильнее было бы называть его катером) пока не раскрывается. Есть лишь общие предположения, что судно может быть эффективно в «горячих точках» вблизи берега. Любопытной особенностью новинки является его пластиковый корпус, отформованный с использованием углеродных волокон. Такие конструкции совмещают в себе прочность и существенно меньший вес, чем у обычного стеклопластика, активно применяемого в малотоннажном и спортивном судостроении.

Однако углепластик слишком дорог, его применение оправдано только в погоне за кругосветными рекордами скорости, и по карману разве что транснациональным спонсорам профессионального яхтинга либо любителям-толстосумам типа пропавшего в Неваде мультимиллионера и мультирекордсмена Стива Фоссета . Но разумеется, обе эти финансовые категории легко засунет за пояс Пентагон со своим бюджетом. Новое судно является самым крупным их когда-либо построенных по технологии carbon/epoxy.

В американской прессе широко анонсируется уникальное свойство нового проекта Stiletto – его невидимость для радаров противника. «Стилет», как и следует из смысла названия, должен наносить стремительный и неожиданный кинжальный удар в упор. Частная калифорнийская фирма запатентовала уникальную многоугольную структуру корабельной поверхности. Она предотвращает отражение радарного сигнала назад к источнику, чем и достигается «слепота» вражеских радиолокаторов. Новый корабль скомпонован по схеме катамарана, при этом каждый из двух корпусов-поплавков оставляет столь незначительный кильватерный след, что его трудно будет распознать воздушной разведке противника.

Впечатление таково, что ВМС США собираются во второй раз наступить на грабли под названием «Морская тень». Совершенно секретный проект корабля-невидимки, способного нести на борту межконтинентальную баллистическую ракету с ядерной боеголовкой, начали создавать еще при Рональде Рейгане, и предъявили опытный образец на испытания только 1993 году. Разрабатывал Sea Shadow морской департамент корпорации «Локхид», Именно этой корпорацией был сконструирован первый в мире серийный истребитель по технологии «стелс» – F-117A «Ночной ястреб».
 
Наружность корабля-невидимки была весьма необычна. Несущие конструкции, соединяющие под углом в 45 градусов надводный корпус с подводными поплавками, не только повышали поперечную остойчивость Sea Shadow, но и снижали его эффективную площадь рассеивания (ЭПР) – характеристику радиолокационной заметности. Особая структура металлического корпуса заставляет луч корабельных и авиационных радиолокационных станций как бы отскакивать в сторону. Носовая и кормовая оконечности тоже сделаны с таким расчетом, чтобы «отпасовывать» в никуда радиолокационные лучи. Все сварные швы и прочие неровности в местах сопряжения на корпусе покрыл специальный радиопоглощающий состав. Морякам этого показалось мало, и они предложили свою технологию скрытности. В результате, на ходу «Морская тень» двигалась в сплошной водяной завесе, чтобы снизить еще и собственное излучение в инфракрасном диапазоне волн.

Секретность проекта Sea Shadow была исключительно высока, ведь речь шла о новом классе носителей термоядерного оружия»! «Морскую тень» строили внутри другого сверхсекретного некогда судна – знаменитой HMB-1, «Погружной баржи Хьюза», которая подняла или нет (кому во что хочется верить) на поверхность обломки советской подлодки К-129 с глубины 5480 метров. Хьюзова баржа сначала была стапелем «Тени», потом стала ее плавучим гаражом. Для испытаний выходили в море по ночам – чтобы новый корабль не засекли объективы советских разведывательных спутников. В 1995 году один из гражданских инженеров-судостроителей был арестован и осужден за продажу секретов Sea Shadow.

«Морская тень» тоже была катамараном. Обычно многокорпусные плавсредства создают с целью достижения высоких скоростей на воде. Здесь же, наоборот, скоростью (максимум 13 узлов) пожертвовали ради скрытности подкрадывания к берегам противника. Все строилось на расчете снизить волновое сопротивление и «размыть» кильватерный след. Увы, этого не случилось. После нескольких лет испытаний американцы сами убедились, что даже на малых скоростях струйные следы на поверхности моря прекрасно «читаются» локаторами, а водяные завесы ничуть не мешают инфракрасному обнаружению. В результате секретность с проекта

Предшественником «Стилета» была «Морская тень»
Предшественником «Стилета» была «Морская тень»
сняли как с неперспективного, сотни миллионов бюджетных долларов потрачены впустую. Это нелепое сооружение даже позировало в одном из фильмов о Джеймсе Бонде.

Сегодня Пентагон не знает, что делать со «сладкой парочкой». Их текущее содержание и охрана обходятся слишком дорого. Как следует из рассекреченных недавно документов Агентства национальной безопасности, американский флот готов отдать эти два уникальных реликта Холодной войны бесплатно кому угодно – хоть муниципалам, хоть частнику под аттракцион или ресторан. Лишь бы забрали дорогущий металлолом с глаз подальше. Только чтобы два в одном флаконе – это требование обязательное.

Автор Андрей Соколов
Андрей Соколов — журналист, редактор, ответственный секретарь
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить