"Республиканский ветер" сдувает демократов США

Как формируется и какими принципами руководствуется внешняя политика Соединенных Штатов Америки? Особенно это интересно сейчас, в условиях быстро меняющейся международной ситуации и геополитической обстановки. Администрация Белого дома уходит, но Америка должна решать текущие проблемы внешней политики. Pravda.Ru рассказал об этом главный научный сотрудник Института США и Канады РАН, доктор экономических наук Владимир Васильев.

— Владимир Сергеевич, какие сейчас главные цели стоят перед американской администрацией?

— Если очень коротко характеризовать цели американской внешней политики, то они могут быть сведены к очень простому тезису. Это установление мирового господства, мировой гегемонии, мирового лидерства. В начале этого года была издана вторая доктрина Обамы в области национальной безопасности. В этом небольшом документе слова "лидер", "лидерство", "лидирующие позиции" употреблялись до ста раз.

Соединенные Штаты Америки действительно хотят установить свое лидерство, свою гегемонию, свое господство в глобальном масштабе. В чем разница между республиканцами и демократами, между либеральным крылом правящих кругов Америки и консервативным? Республиканцы отдают предпочтение силовому решению проблемы (миром надо руководить с позиции силы, опираясь на экономическую и финансовую мощь). Демократы считают, что в большей степени должен присутствовать фактор так называемой "мягкой силы" (культурные связи, права человека, борьба за демократию, идейное, идеологическое влияние).

Эти различия очень четко проявились в области конкретного применения внешней политики. Когда в 2003 году республиканцы начали свое наступление на Ирак, был задействован именно силовой компонент. А когда пришла к власти администрация Обамы, то она применила метод мягкой силы.

Надо сказать, что эта форма доминирования, эта модель продвижения экономических интересов стала пробуксовывать в конце нулевых годов XXI века. Первыми застопорились проблемы, связанные с ВТО. И тогда стала возвращаться старая модель, которая применялась в первой половине ХХ века и привела к Первой мировой войне.

Американцы несколько переоценили свои силы и возможности, решив, что этот механизм будет однозначно работать на них. А он стал работать на Китай, на страны Юго-Восточной Азии с их дешевой рабочей силой. Эта модель стала бить по Соединенным Штатам Америки, американские крупные корпорации стали переводить свои активы, рабочие места за границу, они стали выносить производство. Соединенные Штаты Америки потеряли несколько миллионов рабочих мест.

США имеют пассивное сальдо баланса, и когда эта модель стала сдаваться, вот тут и возникла санкционная политика. Если говорить об этом применительно к нам, к России, то это произошло прежде всего по отношению к нашему топливно-энергетическому комплексу, основной нашей экспортно конкурентной отрасли. То есть, США применяют силовое выдавливание конкурентов с рынка.

— Мы по санкциям пытались подать через ВТО какой-то иск. Ничего не получилось?

В мировой экономике очень трудно что-то прогнозировать. Одна из основных причин — это взаимное проникновение капитала, технологий и всего, что с этим связано. Совершенно не понятно, кто что производит, теряется принцип национальности, и начинает господствовать принцип территории, И за счет этого вообще непонятен баланс.

Второй феномен — это феномен теневых экономик. По официальным оценкам, 12-13 процентов экономики Евросоюза (два триллиона евро) — это теневая экономика.

— Обеспечение господства Америки во внешней политике направлено на то, чтобы дать преимущество своим транснациональным корпорациям?

— Кто стоит за республиканцами? Все американские топливно-энергетические корпорации. За администрацией Обамы стоят в основном наукоемкие отрасли. Когда Буш в Любляне посмотрел в глаза Владимира Владимировича и сказал, что ему можно доверять, это звучало примерно так: представитель нефтяной корпорации Америки посмотрел в глаза президенту газовой трубы — "Да у нас с тобой общие интересы".

В высоких ценах на нефть, на энергоносители были очень заинтересованы республиканцы. А вот когда пришла к власти администрация Обамы, она стала в этом не заинтересована. Она стала проводить энергетическую политику, которая была направлена на понижение влияния топливно-энергетических отраслей, в особенности во внешней политике. Ее задачей стало — понизить американскую зависимость от высоких цен на энергоносители.

Сегодня между США и Россией экономических точек соприкосновения нет, потому что американцы не заинтересованы в том, что бы шло усиление нашего ТЭКа.

— Ваш прогноз по внешней политике Соединенных Штатов в связи с выборами в следующем году. Кто победит?

— Я считаю, что смена караула произойдет и в 16-м году победит республиканец. У демократов сегодня никого нет, кроме Хиллари Клинтон. Республиканцы выглядят более уверенно.

Есть еще один фактор, который работает против демократов, — состояние экономики. Оно очень неустойчивое. И не исключено, что в 16-м году американская экономика может клюнуть вниз. А это полная гарантия того, что демократов вынесут.

— США будут стараться, чтобы мы с Китаем не дружили?

— Американцы очень много сделали, чтобы российско-китайское сближение произошло. Но республиканцы начинают понимать, что не надо эту ось цементировать.

— А с Украиной?

— Американцы решили, что Украина — это такая страна, которую можно отрезать от России, от славянского мира и включить в какой-то западный мир. Но выяснилось, что это такое болото, в котором можно утонуть, что Украина — это проблема, военная, экономическая, политическая, это головная боль.

Интервью к публикации подготовил Владимир Беляев

Беседовала

Автор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить