Буш опять пугает мир своим идеализмом

В четверг в США обнародована 49-страничная «Стратегия национальной безопасности». Впрочем, основные положения этого документа стали известны заранее – текст «Стратегии» был передан в редакции нескольких газет.

Предыдущий вариант «Стратегии национальной безопасности» был опубликован четыре года назад, еще до начала военной кампании в Ираке. Нынешний документ – гораздо более, если так можно выразиться, спокойный. Сказался опыт иракской кампании…

В отличие от «Стратегии» 2002 года, в нынешней меньше внимания уделяется доктрине превентивных ударов. Хотя это, конечно, не означает, что американская администрация собирается от них отказываться: «В случае необходимости мы не исключаем применение силы до того, как будем атакованы, даже если имеются сомнения относительно даты и места атаки противника».

Главным источником угрозы США, как нетрудно догадаться, считают Иран. «Возможно, нам не грозит такой большой опасности ни от одной другой страны, как от Ирана, – говорится в документе. – Иранский режим спонсирует терроризм, угрожает Израилю, пытается подорвать мир на Ближнем Востоке и демократию в Ираке».

Стоит отметить, что госсекретарь Кондолиза Райс, находящаяся с визитом в Австралии, в очередной раз подвергла Иран резкой критике: «Иран представляет собой вызов, поскольку пытается разработать атомную программу, позволяющую создать ядерное оружие, и мы считаем, что он сделает это под прикрытием Договора о нераспространении ядерного оружия». Вдобавок ко всему Тегеран назван «главным банкиром терроризма».

Иран в нынешнем варианте «Стратегии» уделено больше всего внимания. Хотя, пожалуй, не стоит воспринимать столь резкие оценки как подготовку к военной кампании против этой страны. В отличие, кстати, от документа 2002 года, где желание администрации Джорджа Буша «шарахнуть ракетами по Багдаду» чувствовалось чуть ли не в каждой строчке. Причем даже когда речь об Ираке не шла.

Однако ныне Вашингтон рассчитывает прежде всего на международное сотрудничество как на приоритетное средство урегулирования кризисов. В частности, это заметно по отношению к Северной Корее. КНДР в документе внимания уделено не в пример меньше, нежели Ирану. Хотя северокорейцы гораздо ближе к тому, чтобы обзавестись ядерным оружием (если уже не сделали этого). Американская администрация настаивает лишь на том, чтобы КНДР вернулась к участию в шестисторонних переговорах.

Не осталась без внимания и Россия. Впрочем, и здесь нет ничего такого в оценках, чего бы не было известно ранее. Ничего нового и – интересного. В очередной раз указано на «снижающуюся приверженность демократическим ценностям и институтам». Администрация Буша обещает, что будет «работать с российским правительством - двигаться вперед, а не назад по пути свободы». Дальнейшее развитие сотрудничества между Россией и США зависит от внутренней и внешней политики нашей страны. Что касается второго пункта, то особо выделена российская политика на Ближнем Востоке, Центральной, Южной и Восточной Азии.

В целом администрация Джорджа Буша не отказывается от своей идеи-фикс – так называемой трансформационной демократии. Чем она уже обернулась – все прекрасно знают. И тем не менее главной целью США по-прежнему остается «прекращение тирании в нашем мире». Как отмечает Джордж Буш в предисловии к «Стратегии», документ основан на двух положениях: содействии свободе и противодействии глобальным угрозам «во главе ширящегося сообщества демократий». Не был забыт и «радикальный исламизм», борьба против которого названа «крупным идеологическим конфликтом первых лет XXI века».

Впрочем, в документе особо оговаривается, что «наша Стратегия национальной безопасности идеалистична в целях и реалистична в средствах». Да уж, чего-чего, а реалистичности прибавить бы не помешало. А то «идеализм» американской администрации обходится слишком дорого. Причем не только самим США.

Василий Бубнов
Автор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить