"Обезоруживающая" миссия Клинтон

В Россию 12 октября прибыла госсекретарь США Хиллари Клинтон. В ходе своего двухдневного визита она встретится с президентом Дмитрием Медведевым и главой МИД Сергеем Лавровым.

Как ожидается, главными темами обсуждения станут продление истекающего 5 декабря 2009 г. Договора о стратегических наступательных вооружениях (СНВ-1), выполнение договоренностей июльского саммита 2009 г. и судьба иранской ядерной программы.

Напомним, что в ходе июльской встречи 2009 г. со своим российским коллегой президент США Барак Обама объявил о том, что Вашингтон отказывается от размещения ПРО в Польше и Чехии.

Читайте по теме: Польша ПРОлетела?

До этого планы по развертыванию противоракетной обороны на рубежах нашей страны ее руководство расценило как угрозу безопасности РФ. В свою очередь, отказ от этих планов заставил экспертов говорить о наступлении "потепления" в отношениях между Россией и США после охлаждения, наступившего в августе 2008 г. из-за войны в Южной Осетии.

В свою очередь, США заметили и то, что Россия проявляет тенденцию на сближение с ними по иранской ядерной проблеме. Во время сентябрьского заседания Генассамблеи ООН Дмитрий Медведев впервые не исключил того, что Москва может поддержать санкции против Ирана.

Американцев волнует и вопрос продления СНВ-1. Стороны пока не договорились о количестве оставляемых носителей ядерного оружия. США настаивают на цифре в 1100 единиц, тогда как Россия предлагает сократить ее до 500. Кроме того,  не достигнут прогресс относительно того, как считать эти носители.

Ряд аналитиков высказывают опасения, что США могут повторить ситуацию начала 1990-х гг., когда они уходили от выполнения условий договора СНВ-1, не уничтожая ракеты, как это делалось у нас, а складируя и создавая тем самым "возвратный потенциал".

Есть и другой момент, вызывающий вопросы в России. Например, как относиться к июльскому же заявлению Обамы о том, что США не намерены отказываться от планов по созданию собственной ПРО в принципе?

Чего же намерена добиваться Клинтон в ходе своего московского визита? Об этом в интервью "Правде.Ру" рассказал 1-й вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков.

– В июле 2009 г. последовало заявление Обамы об отказе от ПРО в Восточной Европе. Значит, у нас нет большей этой проблемы?

– Напомню, что тому визиту предшествовало. Планы по установке ПРО в Восточной Европе изначально были антироссийскими. Объяснение, что там они будут перехватывать иранские ракеты, не выдерживает критики. Ведь ракет, способных поразить США, у Ирана нет. И даже если бы они были, из Польши их не перехватить: траектория пролета этих ракет проходила бы гораздо южнее.

Американцы отказались от своей идеи, но вовсе не потому, что пошли нам навстречу. Во-первых, сам Обама в своей речи об отказе от 3-го позиционного района ПРО в Восточной Европе признал, что американская противоракетная оборона от этого не только не пострадает, но и будет укреплена.

Благодаря усилению воздушно-космической группировки ПРО, включая "летающие лазеры", а также системе морского базирования, опирающейся на крейсеры и эсминцы "стандарта 3".

Кроме того, как признали сами американские военные эксперты, та наземная система ПРО, которую они планировали выстроить в Польше и Чехии, практически не работает и не может обеспечить гарантированной защиты от пусков ракет.

– Но ведь нам также предлагалась идея совместной ПРО, от которой, мы вроде бы только выиграли бы?

– Эта идея может быть осуществима лишь при наличии определенных условий. Во-первых, между нами нужно было бы заключить военно-политический союз, предполагающий общие цели во внешней политике. Однако у нас с США по большинству вопросов позиции коренным образом расходятся.

Во-вторых, обе страны должны получить равный доступ к единой системе ПРО. То есть каждая из стран имеет свой центр управления, позволяющий при необходимости блокировать ее применение. Например, в случае создания угрозы национальным интересам России мы имеем возможность блокировать те объекты ПРО, которые расположены на американской территории.

А американцы собирались убить двух зайцев: навязать нам такую ПРО, при которой они будут пользоваться нашими станциями слежения и одновременно испытывать свою противоракетную оборону на наших ракетах.

– А что с вопросом по СНВ?

"Обезоруживающая" миссия Клинтон

– Пока обсуждение его деталей затянулось, но к 5 декабря, когда истекает срок действия Договора СНВ-1, американцы планируют его переподписать. Дело в том, что на сегодняшний день самым большим ядерным арсеналом в мире после американского является российский.

Поэтому сейчас все силы нового руководства США направлены на то, чтобы уменьшить куда более опасный российский ядерный арсенал.

Наши ракеты наземного базирования вроде "Тополя-М", СС-18, а также - морского базирования ("Синева") воспринимаются в Вашингтоне как серьезная угроза. Потому он стремится к тому, чтобы уменьшить их численность. До такой величины, которая позволяла бы американской ПРО при необходимости уничтожить оставшиеся у нас ракеты в случае их запуска.

– А какие у этой системы перспективы?

– По расчетам военных аналитиков, уже к 2015 г. противоракетная система США сможет гарантированно уничтожить 200 запущенных по их территории межконтинентальных баллистических ракет.

К 2020 г. эта результативность за счет увеличения группировки ПРО морского базирования и возможного вывода на орбиту космической группировки может усилиться по сравнению с 2015 г. в полтора, а то и два раза.

К этому времени американцы смогут перехватить до 80 процентов наших межконтинентальных баллистических ракет. И это в случае, если их успеют применить.

Дело в том, что сейчас бурными темпами идет развитие гиперзвукового оружия, благодаря применению которого большая часть нашего ядерного арсенала может быть уничтожена в результате превентивного удара.

Таким образом, Вашингтон подсовывает нам это соглашение, чтобы убить двух зайцев: устранить наш ядерный арсенал и добиться того, чтобы мы "сдали" Иран.

Читайте также: Чешским лидерам карьера дороже, чем ПРО 

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить