«Страны третьего мира превращались в полигоны»

Третий мир был плацдармом «холодной войны», где спецслужбы СССР и США отрабатывали свои методики и опробовали новую боевую технику. Об этом заявил полковник 1-го Главного управления КГБ Олег Нечипоренко. В интервью «Правде.Ру» он сравнил методы работы советской и американской разведки.

Олег Максимович, какие функции были у Управления «К», и что это было за подразделение в структуре спецслужб СССР?

Сначала, еще в шестидесятые годы, функции Управления «К» исполнял 14 отдел контрразведки, который обеспечивал безопасность советской колонии за рубежом. Я работал там с 1961 по 1984 год и прошел все ступени иерархии от оперуполномоченного до начальника отдела Управления внешней контрразведки, который, в частности, занимался проблемой терроризма.

Как же строилась ваша работа по борьбе с этим злом?

В конце семидесятых годов в КГБ СССР была создана структура для отслеживания процессов, связанных с международным терроризмом. Правда, с позиций КГБ не велась оперативная разработка террористических организаций с целью агентурного проникновения в них. Осуществлялось наблюдение за их деятельностью через источники Управления «К» в иностранных разведках. Используя эти источники, мы собирали сведения о деятельности террористов. Эту информацию мы концентрировали,  направляли в соответствующие инстанции в нашей стране и делились ею со структурами КГБ из состава контрразведывательных подразделений, работавших на территории СССР. Они занимались созданием барьеров, чтобы предотвратить проникновение в страну разного рода террористических группировок. 

Но как же без агентурного проникновения можно вести наблюдательную работу за деятельностью нелегальных отрядов, будь то экстремисты или партизаны, выступающие в своих странах против правительства?

В своей книге про убийство Кеннеди я писал, что не существует в природе идеального преступления, потому что преступление – это действие, а любое действие всегда оставит след. Другое дело, что его бывает трудно обнаружить или выявить. Или это многоходовое действие, когда следы преступления пытаются уничтожить.

Например, спецслужбы США успешно отслеживали действия боливийских повстанцев под командованием Че Гевары. Отряд, особенно такой многочисленный, должен питаться, где-то лечить своих раненых, получать боеприпасы. И передвигаясь в какой-то среде, он с ней сталкивается. А работники США через местные спецслужбы отслеживали его передвижение и пытались локализовать его деятельность. Это и привело Че Гевару к такому трагическому финалу.

Че Гевара, арабские группировки, которые бьются за независимость своих стран от США и Израиля – кто они, освободители или террористы?

Смотря, с чьей стороны смотреть. С нашей или американской. Это один из сложнейших вопросов в борьбе с терроризмом. Он тщательно исследуется, разрабатывается, и каждая конкретная операция, в которой есть место переговорам с какой-то политической группировкой, анализируется. И, безусловно, роль переговорного процесса в борьбе с терроризмом очень и очень велика.

Разведки, видимо, нужны были агенты, которые могли занять видные посты в странах третьего мира, где уже тогда свивали свои гнезда террористы. Приобретал ли КГБ СССР такие источники в Университете дружбы народов им. Патриса Лумумбы, где в СССР учились представители стран третьего мира?

По моим наблюдениям, подавляющее большинство студентов, прошедших обучение в Институте дружбы народов, после возвращения из СССР не добились в своих странах каких-то видных государственных постов. Власти стран Латинской Америки, которые шли по капиталистическому пути развития, не доверяли выпускникам советских вузов. Таким образом, те, кто вернулся из СССР, вряд ли могли сделать политическую карьеру. В то же время, в странах третьего мира, которые решили строить социализм, выпускники Института дружбы народов быстрее приходили к власти или занимали видные посты в правительстве. Но мне трудно говорить об этом, поскольку эту работу вел не мой отдел.

А какая спецслужба США занимается подобной работой?

Что касается американцев, вопросами борьбы с терроризмом за пределами США занимается Центральное разведывательное управление. До его создания это была прерогатива ФБР, но потом было найдено компромиссное решение – ЦРУ осуществляет разведывательную деятельность, а ФБР имеет своих представителей под крышей посольств, в виде легальных атташе по юридическим вопросам. Они поддерживали контакт с местными спецслужбами. Затем, уже в восьмидесятых и даже в начале девяностых годов из-за проблем, когда граждане США стали все чаще подвергаться нападению террористов за рубежом, была достигнута договоренность, что и ФБР занимается расследованием террористических актов за границей по согласованию с местными властями.

Насколько спецслужбы США интересовались странам третьего мира с нестабильным политическим климатом на Ближнем Востоке или в той же Латинской Америке, где решался вопрос, по какому политическому пути пойдут страны этого региона?

Внимание американских спецслужб к странам третьего мира с нестабильным политическом климатом было весьма велико. В США существовали огромнейшие оперативные отделы ЦРУ, которые вели работу по Латинской Америке, а также отдел ЦРУ Ближнего и Среднего востока. У спецслужб США в этих регионах были не только резидентуры, но и опорные региональные пункты, которые оказывали техническую или финансовую помощь сотрудникам ЦРУ в конкретных странах.           

Вы работали над книгой по убийству президента США Джона Кеннеди, в фильме Оливера Стоуна работник отдела спецопераций из военной разведки США утверждал, что клан президента и сам Кеннеди обидел «священных коров» в рядах спецслужб, в частности –директора ФБР Гувера и директора ЦРУ Даллеса. В результате и прозвучали выстрелы, и в этом фильме показано, как происходит политическое убийство. Как вы думаете, это могло быть в реальности?

Что, касается ситуации, как может быть инспирирована организация политического убийства, то фильм Оливера Стоуна очень точно это показал. В данном случае, я, например, в своей книге про убийство Кеннеди «Освальд: путь к убийству президента»,  допускаю, что могла существовать какая-то структура, которая, возможно, организовала заговор против президента. Но, то, что этот заговор вызрел 23 ноября 1963 года в Далласе, я, пользуясь предоставленными мне материалами, не нашел. Но в фильме очень четко показана модель, которая соответствует методам деятельности ЦРУ в шестидесятых и семидесятых годах за рубежом. Правда, в этом фильме, вся методика работы ЦРУ перенесена на территорию Соединенных Штатов Америки. Собственно, ЦРУ как раз и обвиняли в том, что оно использовало методы своей работы против граждан своей страны.

То есть, граждане США не так уж свободны от давления со стороны спецслужб своей страны, ФБР и ЦРУ?

В свое время американцы поместили в ряде своих журналов левого толка карикатуру, где изображался бегущий американский гражданин и нависшее над ним большое ухо, как символ прослушивания и постоянного слухового контроля. Можно вспомнить большое количество досье, что завело на граждан своей страны ФБР США,  в том числе, и нелегальных.

В том числе, и на прослушивание сенаторов и конгрессменов США. Осмелились бы спецслужбы СССР прослушивать средний и высший состав ЦК КПСС?

ЦК КПСС был «священной коровой», и там мы не смели и думать об агентурной или технической работе. А что касается их спецслужб на территории США, то можно вспомнить, как спецслужбы США, используя, подставили своих агентов под видом арабских шейхов членам Конгресса, чтобы провести операцию по выявлению взяточников

Как вы расцениваете утверждение, что за поддержкой ряда политических движений в арабском мире стоит тень КГБ?

Это же третий мир, а он был плацдармом битв «холодной войны». Подчас на некоторых полигонах, которыми были некоторые арабские страны, происходили и весьма горячие действия, где с двух сторон – как с нашей, так и со стороны США – отрабатывались методики противодействия партизанским действиям, где опробовалась новая боевая техника.

Как пишет в своей книге Юрий Дроздов, в свое время возглавлявший резидентуру советской разведки в Нью-Йорке, спецслужбы предупреждали советское руководство, что заместитель генерального секретаря ООН Шевченко может переметнуться на Запад. Согласны ли Вы с этим утверждением?

Я в то время имел как раз отношение к деятельности контрразведки в Соединенных Штатах Америки, и в частности в Нью-Йорке. Могу только подтвердить слова тогдашнего резидента в Нью-Йорке Юрия Дроздова, что КГБ информировало вышестоящие инстанции о том что, по нашим данным, Шевченко на тот момент (1975- 1976 годы) уже, скорее всего, сотрудничает с американскими спецслужбами. Поскольку Управление «К» обеспечивало безопасность советских учреждений за рубежом и их сотрудников, то, естественно, мы располагали информацией о поведении тех или иных людей. И когда появлялись признаки того, что поведение гражданина СССР может привлечь к себе внимание спецслужб противника, наше ведомство делало выводы на основании проведенного анализа. Проводились комплексные мероприятия, которые включали в себя все стороны нашей работы, вплоть до запросов у нашей агентуры, не является ли этот человек агентом спецслужб противника. И этой основе появлялось заключение, и шла информация в соответствующие инстанции.

Простите меня за почти бестактный вопрос, но, лично Вы, Олег Максимович, как относились к тем, кто оказывал помощь спецслужбам? Ваш бывший шеф, возглавлявший Управление «К», Олег Калугин говорил, что просто уставал от доносов служивших в советской колонии друг на друга. Это у него, якобы, кроме призрения ничего не вызывало.  

Я относился к ним, как к добросовестным гражданам нашей страны. А что касается самого Олега Даниловича, он говорит сейчас вещи, мягко говоря, подлые, если не сказать грубее. Потому что на этих людях, которых он сейчас называет стукачами, Олег Данилович строил свою карьеру. Ведь без их помощи, его ведомство просто бы не добилось тех результатов, которых оно добилось. Хороших результатов можно добиться только при помощи хорошего агентурного аппарата. А он, Калугин, потом, когда они стали ему не нужны, стал их поливать грязью. Помогать или не помогать органам безопасности своей страны, это дело только личной воли. Принуждать насильно к сотрудничеству с Управлением внешней контрразведки мы никого не могли.

Беседу вел Илья Латунский

Автор Андрей Соколов
Андрей Соколов — журналист, редактор, ответственный секретарь
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить