Пентагон поставил "цыган" под ружье

О том, какое огромное значение для Соединенные Штатов имеет психологическая война на Ближнем Востоке, говорят факты, обнародованные на днях журналом Time. Командование специальных операций играет главную роль в борьбе с международным терроризмом. В распоряжении этого органа находятся не только коммандос, которые должны подниматься в атаку против врага. Вместе с ними на передовой находятся небольшие группы по два-четыре человека, вооруженные планами проведения проамериканских рекламных кампаний. В их задачу входит пропагандистская нейтрализация врагов, прежде всего, исламских экстремистов.

Эти боевые команды пентагоновских пиарщиков являются частью нового подразделения, названного Объединенным отделением психологической поддержки (Joint Psyops Support Element, JPSE). Эту часть прозвали "цыганами" - ее аббревиатура по произношению похожа на английское слово gypsy ("цыган"). Штаб секретной части находится в Тампе, штат Флорида. Там работают 38 экспертов по проведению психологических операций, два специалиста по графике и видеографике. Последний занимается монтажом видеофильмов.

Предполагается, что к 2006 года штат разрастется до 113 человек, а бюджет отделения на семь лет достигнет 77 с половиной миллионов долларов. Директор Объединенного отделения Джим Тредуэлл рассказал журналу Time о своих планах. Он, оказывается, хочет направить своих людей не только на Ближний Восток, но и в Азию, Латинскую Америку и Европу. Они должны будут производить телевизионные рекламные ролики, рекламу на радио, веб-сайтах, в газетах для улучшения образа Соединенных Штатов в глазах мирового сообщества.

Тредуэлл заявил, что надеется разместить до четырех контрактов стоимостью 250 тысяч долларов в мультимедийных корпорациях США для концептуальной разработки рекламных кампаний. Тредуэлл, бывший полковник американской армии и специалист по операциям по психологическому воздействию на противника, сказал, что намерен подойти к своей новой задачи настолько "творчески", насколько возможно.

Не всем в Америке нравится работа таких людей, как Тредуэлл. Три года назад Пентагон закрыл Службу стратегического влияния (Office of Strategic Influence), после того как в прессе появились сведения, что она собирается передавать иностранным журналистам дезинформацию с целью изменить общественное мнение за рубежом в пользу США. Потом появились сведения, что эти обвинения оказались, якобы, беспочвенными.

Выдвигались предположения, что утечки в прессу с целью дискредитации Службы стратегического влияния организовали сотрудники Пентагона, отвечающие за связи с общественностью. Новый департамент должен был забрать себе большую часть их работы. Тем не менее, Рамсфелд расформировал тот орган, заявив, что Служба скомпрометирована и от этого ее эффективность снижена. Но глава Пентагона не отказался от идеи вообще. А Тредуэлл пообещал не распространять дезинформацию, а "всегда говорить правду".

Ему придется извлечь уроки из работы несостоявшейся Службы стратегического влияния. Несколько представителей Пентагона в начале 2002 года открыто заявили, что если в пропагандистских целях будет использоваться дезинформация, то она сразу подорвет доверие к новостям, которые открыто распространяет Департамент Пентагона по связям с общественностью.

Военное ведомство США широко использовало методы психологической войны в Афганистане и Ираке. Миллионы листовок летели на головы афганцев, еще когда страна находилась под управлением талибов. Служба стратегического влияния намеревалась взять на себя функции, которые традиционно исполняли гражданские структуры, прежде всего, Государственный департамент. Сейчас Госдеп усиленно разрабатывает свои меры, направленные на улучшение имиджа США за рубежом.

Тем не менее, Пентагон и в дальнейшем планирует рассчитывать больше на своих специалистов, чем на гражданских. Военное ведомство начало усиливать собственные пиаровские структуры сразу после терактов в Нью-Йорке и Вашингтоне в 2001 году. Белый дом был тогда, как впрочем, и сейчас, сильно встревожен отрицательным настроем общественного мнения за рубежом к политике Соединенных Штатов. Администрация США тогда же создала у себя специальную "военную комнату", координирующую работу с информацией для общественности, наняла профессиональных рекламистов для работы в офисе общественной дипломатии.

Служба стратегического влияния создавалась в условиях секретности. Так же мало известно об Объединенном отделении психологической поддержки, которое работает сейчас. Правда, скоро, возможно, жители разных регионов мира смогут сами увидеть пропагандистские усилия ведомства Рамсфелда и выставить им свою оценку.

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *