Цена войны

Американские солдаты возвращаются из Ирака и Афганистана с различными психическими проблемами, но редко кто из них пытается обратиться за помощью. К такому выводу пришли авторы нового исследования, сообщает HealthDayNews.

Солдаты, прошедшие через военные операции, страдают от посттравматических стрессовых расстройств, тревоги, депрессии. Но после возвращения в Соединенные Штаты они пытаются противостоять всем этим кошмарам войны самостоятельно, не обращаясь за помощью к специалистам. Причина — солдаты не хотят получать ярлык человека, страдающего психическими расстройствами. Это может, на их взгляд, навредить карьере.

Исследование было опубликовано в New England Journal of Medicine. Пока это самое полное изучение проблемы после войны во Вьетнаме.

Мэтью Фридман, профессор психиатрии Дартмутской медицинской школы, в предисловии к статье об исследовании написал, что его авторы опрашивали солдат, когда те находились еще на войне. Но кроме этого, психологи успели опросить американских военнослужащих до отправки в Ирак и Афганистан. Поэтому можно точно судить, пишет Фридман, какие симптомы появились уже после того, как военнослужащие стали участниками боевых действий. После первой войны в Персидском Заливе такого сравнения провести не удалось.

Исследователи провели анонимный опрос 2530 военнослужащих 3 армейских частей и одного соединения морской пехоты перед тем, как их отправили в Ирак. Затем был опрошен 3671 солдат поле возвращения из Ирака и Афганистана.

От 15.6 до 17.1 процентов опрошенных из тех, кто был в Ираке, жаловались на депрессию, тревогу, посттравматические расстройства. У вернувшихся из Афганистана таких жалоб было меньше — у 11.2 процентов. Еще меньше их было у тех, кого только готовили к отправке в Ирак — у 9.3 процентов. По мнению профессора Фридмана, число солдат с посттравматическими расстройствами может увеличиться.

И только 38-45 процентов военнослужащих с теми или иными психологическими проблемами изъявили желание обратиться за помощью.

По мнению Фридмана, клеймо, которого боятся солдаты — это самая удручающая вещь. "Люди, которые страдают больше всего, как раз меньше других склонны обращаться за лечением", — пишет он. И это несмотря на то, что они могут получить реальную помощь при посттравматических расстройствах, например. "Мы можем им помочь, — уверен Фридман. — Можем помочь им сразу". Кстати, от таких расстройств страдали примерно столько же — 15 процентов вернувшихся из Вьетнама американцев.

Сейчас психологи думают над тем, как "заставить" ветеранов иракской войны обратиться к специалистам. Выход они видят в гарантиях конфиденциальности при посещении врача, в создании такой обстановки на приеме, чтобы у солдат не возникало никаких отрицательных ассоциаций.

Положительный факт врачи усматривают уже в том, что военнослужащие понимают необходимость проведения подобных исследований и участвуют в них, пусть даже и анонимно. В годы Вьетнамской войны такого не наблюдалось.

По мнению психологов, истинный масштаб проблем, с которыми могут столкнуться американские ветераны иракской и афганской войн, могут быть значительно шире. Пока еще никто точно не знает, какую психологическую цену заплатили США за отправку своих солдат на борьбу с международным терроризмом.

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить