Обама хочет от России слишком много

Новый американский президент Барак Обама готов исправить отношения с Россией. Он дал об этом ясный сигнал своему российскому коллеге Дмитрию Медведеву. Встреча, которую все так ждут, состоится в начале апреля этого года. Ясно одно: кроме обсуждения мирового финансового кризиса, американцы будут торговаться по ПРО, Ирану, Грузии, Украине и многим другим вопросам. И у России есть масса козырей, чтобы наладить отношения с США и одновременно отстоять свою позицию.

Пауза в переговорах между Вашингтоном и Москвой на высшем уровне окончена. В начале апреля текущего года президенты России и США Дмитрий Медведев и Барак Обама проведут встречу, которая будет призвана исправить отношения, испортившиеся в последние месяцы президентства Джорджа Буша.

Читайте: США готовятся к уничтожению ядерного потенциала России.

Неясно, кто был инициатором телефонного разговора, на котором стороны договорились о личной встрече. Хотя существуют косвенные указания о том, что первой позвонила американская сторона. Ничего против нормализации двусторонних отношений не имеет и Дмитрий Медведев. Впрочем, это неважно. В отношениях между США и Россией возникло столько проблем, что настала пора для их скорейшего решения для «восстановления потенциала двусторонних отношений».

"Мы надеемся, что новая администрация проявит больше гибкости и с большим пониманием отнесется к обеспокоенности Москвы в отношении расширения НАТО на восток, поглощения Североатлантическим альянсом Грузии и Украины или размещения американского противоракетного щита в Польше и Чехии. Тактически мы идем разными путями, но стратегически наши позиции совпадают. Когда речь идет о мировых событиях, оказывается, что у нас много общего, и мы должны этим воспользоваться", - сказал замглавы аппарата правительства Дмитрий Песков.

Что же нужно американцам? "Во-первых, обуздать Иран с его ядерной программой. Во-вторых, продлить ряд прежних соглашений, ограничивающих военную мощь России (ДОВСЕ, СНВ-1) и навязать новые, которые нас еще больше обезоружат (СНВ-2). В третьих, добиться от нас предоставления бесперебойного транзита войскам НАТО на афганскую территорию. В четвертых, использовать влияние России в арабских странах для «нормализации ситуации на Ближнем Востоке.

Читайте: Фигура Обамы вызывает множество опасений.

Уже по этому списку ясно, что американцы хотят слишком много. Можно предсказать, что мы поддержим идею продления СНВ-1, но вряд ли готовы в нынешних условиях даже задумываться об СНВ-2 или договоре о дальнейшем ядерном разоружении, который поставит нас с Вашингтоном в неравные условия.

Судя по последним заявлениям президента России, мы не станем прерывать транзит войск НАТО в Афганистан. Однако это не означает, что Москва так просто согласится на расширение транзита, который пока осуществляется по воздуху. Разрешить передвижение ударных частей натовских войск по российским железным дорогам сомнительно по стратегическим соображениям безопасности.

Разумеется, Россия готова использовать своё влияние в арабских странах, чтобы предотвратить дальнейшую эскалацию в регионе. Однако это не значит, что мы прекратим продавать арабам оружие себе же в ущерб. Мы вряд ли станем принимать в чистом виде и американскую идею по Ирану. Чего хочет Вашингтон в отношении этой страны? Того, чтобы мы как постоянный член Совбеза ООН согласились на санкции против Исламской Республики, которые должны принудить её к прекращению своей ядерной программы.

В этом случае мы не только лишим себя многомиллиардных доходов от сотрудничества с Тегераном, но и выставим себя на показ всему свету как страна, с которой трудно о чем-то договариваться на долгую перспективу. И такое решение может подорвать наши позиции в исламском мире и одновременно снизить наше влияние среди мусульманских стран.

В любом случае, грядущие переговоры с Обамой переоценивать не стоит: он, как и мы, готов к известным уступкам. Однако они имеют границы. Несмотря на то, что США играют важную роль в блоке НАТО, как показывает практика, без поддержки его европейских участников они не могут самостоятельно принять туда ни Грузию, ни Украину. Поэтому фактически единственным вопросом, который может решить Обама – это ПРО в Чехии и Польше. Тогда мы можеи отказаться от размещения "Искандеров" в Калининградской области и Белоруссии. Но не слишком ли много хотят американцы?

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить