Мирная инициатива США таит подвох для России

Призыв группы влиятельных конгрессменов продлить срок действия СНВ-1 только на первый взгляд выглядит как бескорыстная забота о мире. Некоторые особенности договора позволят США нарастить свой ядерный потенциал, ограничив при этом возможности России.

Конгрессмены США направили Джорджу Бушу письмо с призывом продлить срок действия российско-американского договора о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1). Под этим обращением подписались председатели четырех профильных комитетов Палаты представителей – по делам вооруженных сил, по иностранным делам, по юридическим вопросам и по надзору за деятельностью правительства США.

«Мы обращаемся к Вам с призывом работать вместе с Российской Федерацией для того, чтобы продлить Договор после того, как срок его действия истечет в декабре 2009 года», - указывается в обращении. Начало вполне миролюбивое и сулит, при положительном решении президента, ослабление ядерной напряженности между двумя государствами.

Но, как известно, дьявол кроется в деталях. В письме ясно указано, чтобы Буш рассмотрел возможность продления СНВ-1 «в его нынешней форме», а, значит, конгрессмены предлагают, ничего не меняя, фактически создать для США условия наращивания своего ядерного потенциала при существенных ограничениях для российской стороны.

В соответствии с принятой в США новой ядерной политикой Вашингтон не намерен реально сокращать свой стратегический ядерный потенциал. Выдвинув концепцию так называемого деления ядерных зарядов на оперативно развернутые и резервные, американцы под уровнем 1700–2200 единиц понимают именно оперативно развернутые ядерные боезаряды.

При этом так называемое сокращение общего числа боезарядов до названного уровня достигается путем снятия части боеголовок с находящихся на боевом дежурстве ракет. По договору, США извлекают 50 МБР МХ по 10 боеголовок на каждой из своих пусковых установок, но при этом сохраняют и собственно пусковые установки и ракеты. А ведь эти ракеты в соответствии с разделом 1 Протокола о переоборудовании подлежат ликвидации.

Однако США пошли «своим путем» и ликвидировали свои МХ не так, как русские предполагали. Они уничтожили только первую ступень, а за счет вторых и третьих ступеней получили возможность создать «возвратную группу» и быстро развернуть дополнительную группировку МБР – или за счет этих ступеней создать благодаря тем же габаритам ракеты средней дальности «Гера».

США исключили из перечня сокращения четыре пары планируемых для переоснащения КРМБ (крылатых ракет морского базирования) большой дальности и две ПЛАРБ, находящихся в ремонте. Но, техника есть техника, что-то всегда находится на капитальном ремонте.

Кроме того, США переориентировали часть тяжелых бомбардировщиков, подпадающих под сокращение, для выполнения неядерных задач и вывела их из-под юрисдикции СНВ-1, «забыв», однако, переоборудовать.

Из этого следует, что ликвидация (это нужно особенно подчеркнуть) собственно стратегических носителей, пусковых установок МБР, пусковых установок БРПЛ и тяжелых бомбардировщиков в соответствии с американским подходом не предполагается.

Фактически никаких реальных сокращений СНВ США не предусматривают. По существу, речь идет лишь о понижении боеготовности некоторой части стратегических сил и, как следствие, о дальнейшем наращивании имеющегося ныне возвратного потенциала.

В целом же, стратегический потенциал Соединенных Штатов при таком подходе может сохраняться практически на нынешнем уровне. США при необходимости могут в короткое время нарастить количество ядерных боезарядов на своих стратегических носителях до уровня примерно 5-6 тыс. единиц. Всякие разговоры о том, что на такое наращивание потребуется длительное время (якобы, годы) рассчитаны на непосвященных.

Продление СНВ-1 – вопрос спорный, противоречивый и требует глубокой проработки. Здесь следует учитывать все аспекты.

Сторонники продления договора говорят о том, что, если договора не станет, то исчезнет тот позитив, который накоплен за десятилетия сотрудничества. Критики возражают на это, что  надо выбирать между «позитивом» отдельных лиц и национальной безопасностью России.

4 декабря 2009 года заканчивается срок действия СНВ-1, и Россия получает право, не тратя средств на создание новой ракеты, начать размещение разделяющихся головных частей (РГЧ) на старых «Тополях» (пока это запрещено договором СНВ-1).

Процесс списания старых ракет с РГЧ серьезно опережает постановку на боевое дежурство моноблочных «Тополей». К 2015 году России придется снять 74 старых многозарядных РС-18 «Стилет» (6 боеголовок) и РС-20 «Сатана» (10 боеголовок), а также почти все 270 моноблочных «Тополей».

По договору, к концу 2012 года у каждой из сторон не должно быть более 1700-2200 стратегических ядерных боезарядов. Если количество боеголовок сухопутного базирования по-прежнему составит половину всех учитываемых зарядов, то речь идет примерно о тысяче стратегических ядерных зарядов.

К 2012 году мы сможем иметь около 1000 боеголовок сухопутного базирования, а вот после 2015-го (когда ракет с РГЧ почти не останется) случится, по выражению экспертов, «обвал». Тогда-то и пригодится возможность размещения боевых блоков с РГЧ на «Тополях».

Продление СНВ-1 – это вопрос, который органически связан с выходом США из договора по ПРО. Это проблема размещения в космосе спутниковой группировки как элемента единого комплекса наступательных ядерных сил и, наконец, использование носителями большой дальности и точности мощного неядерного оружия для уничтожения стратегических ракет шахтного базирования.

Конгрессмены прекрасно понимают, что договор позволяет юридически связать руки Москве, создать условия, выгодные для себя и при этом стать поборниками «нераспространения». Увлекательная мысль для Буша, тем более, что сын станет продолжателем дела папы.

Автор Андрей Соколов
Андрей Соколов — журналист, редактор, ответственный секретарь
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить