Латинская Америка прорвала дипломатическую блокаду Абхазии и Осетии

Союзники у России появились там, где их, казалось, и не ждали. Неделю спустя после признания независимости Абхазии и Южной Осетии Россией, президент Никарагуа Даниэль Ортега заявил, что его страна «признает их независимость». Он прямо обвинил Грузию в том, что она при пособничестве США и в «стиле нацистов» пыталась оккупировать Южную Осетию. В результате "дипломатическая блокада", о которой мечтали США, прорвана. Тем самым Россия одержала новую внушительную победу. Ситуацию для России комментирует видный эксперт Института стран Латинской Америки Борис Мартынов.

Впрочем, у Ортеги есть счеты, который он сегодня предъявляет США. Он побеждал на президентских выборах в 1985 и 1989 годах, но в 1990 г. был смещён со своего поста правой оппозицией, использованной американскими секретными службами. Во многом по этой же причине он ещё трижды проваливался в борьбе за президентское кресло. Однако в 2006 г. он всё же победил правого ставленника Вашингтона Эдуардо Монтеалегро. Тогда за Ортегу проголосовало 38% избирателей, тогда как за его соперника только 29%.

Читайте: Латинская Америка указала американским военным на дверь .

Победа старого революционера объяснялась просто. Как и вся Латинская Америка, Никарагуа устала от проводимой США глобализации, выражающейся в оказании агрессивного финансового и политического давления. В итоге, по меткому выражению Ортеги, «Становится все больше богатых и ещё больше бедных». В итоге американские ставленники терпят провалы по всей Латинской Америке. Исключением являются лишь Мексика, традиционный союзник США в регионе Колумбия и отчасти Перу.

Генерал-лейтенант Оливер Норт, бывший командующий американским контингентом в Ираке, а еще раньше организатор снабжения всем необходимым проамериканских террористических отрядов «Контрас», используемых против свободных от влияния Вашингтона стран, охарактеризовал Ортегу как «опасного человека». И он не ошибся. Президент Нигарагуа не побоялся кинуть вызов американской администрации, признав независимость кавказских республик.

Показательна реакция на действия Даниэля Ортеги Запада. Большая часть представителей западной прессы уже его осудили. Так, французская AFP пишет, что «Ортега впал в ностальгию» и что признание независимости «ошибочное и безответственное». Не обошлось и без угроз. Поборники "Свободы, равенства и братства" открыто заявили о том, что это может иметь для Никарагуа последствия. В первую очередь, ЕС может не подписать с ней обещанный ранее двусторонний договор.  Немецкое агентство DPA занимает более взвешенную позицию, заявляя о том, что «он (Ортега) хочет противостоять позиции США».

Читайте: Латинская Америка объединяется против США .

В своём интервью "Правде.Ру" видный эксперт Института стран Латинской Америки Борис Мартынов заявил: "На первый взгляд, то, что именно Никарагуа признала независимость Абхазии и Южной Осетии, удивительно, и одновременно немного экзотично и очень трогательно. Однако если пристальнее приглядеться к тому, что происходит в Латинской Америке сегодня, особенно удивительно в произошедшем нет. Первым однозначно поддержал Россию Уго Чавес, главная фигура на южноамериканском континенте, объединяющая все антиамериканские силы. Скорее всего, заявление Ортеги – пробный шар президента Венесуэлы. Его страна посмотрит на то, как отреагирует на действия Никарагуа остальной мир, и острота её реакции будет зависеть от поведения критиков. И хотя Чавес ещё не признал Абхазию с Южной Осетией, это вопрос времени. Следующими будут другие латиноамериканские режимы "левой волны" – Венесуэла, Куба, а также вероятно Боливия и Эквадор.

То, что Венесуэла это сделает, практически нет никаких сомнений. Следуя логике, если сказал "А", надо говорить и "Б". Однако важнее для нас признание со стороны государств, входящих в ОДКБ (Организацию договора по коллективной безопасности). Судя по всему, на её грядущем заседании в Ташкенте последует коллективное признание входящих в нее членов и принятие с свои ряды.

Впрочем, такие действия со стороны Ортеги грозят ему определенными неприятностями. Однако для того, чтобы вмешаться, у США сейчас нет серьезных возможностей. Америка занята внутренними делами. По большому счёту, сейчас она идёт вразнос и не имеет перспективы. Они действуют, исходя из сиюминутных потребностей, не заглядывая в будущее. Именно это мы и наблюдаем по той же Грузии, где потерпел поражение их ставленник. И теперь у них задача избавиться от него менее скандальным способом. Против Никарагуа может быть применено старое оружие – санкции и исключение из системы преференций. Но хотя этот шаг Ортеги был рискованный, смею предположить, он был хорошо просчитан".

Таким образом, почин положен неплохой. Показательно, что заявление Ортеги было озвучено сразу после того, как глава Госдепа США Кондолиза Райс во всеуслышание объявила о том, что усилия России, направленные на международное признание Абхазии и Южной Осетии, провалились. В итоге, если кто и провалился, то только не Россия, а сама американская госсекретарь, выдавшая свои фантазии за действительность.

Разумеется, процесс признания новых государств займет долгие годы. Говоря об этом, страны мира можно разделить на несколько групп. 1) те, кто признал; 2) те, кто готовится признать до конца текущего года; 3) те, кто не готов признать их немедленно в силу определенных политических причин и в первую очередь опасения реакции Запада, но сделает это в ближайшие 10 лет; 4) те, кто не признает Абхазию и Южную Осетию (Запад и страны, опасающиеся поощрения собственного сепаратизма).

К первой, пока самой немногочисленной группе, относятся Россия, Никарагуа и признавшие независимость друг друга Абхазия и Южная Осетия. Во второй группе таких государств гораздо больше: Белоруссия, Венесуэла, Иран, Куба, Сирия. Под вопросом находится Палестина. И если удастся легитимизировать определенные силы, выступающие под "русским флагом", она присоединится к числу этих стран. Третья группа "сомневающихся" – самая большая. Её составляют, главным образом, страны "Третьего мира", среди которых СССР и Россия всегда пользовались большим уважением. И от того, на чьей стороне они будут, зависит от действий Москвы и особенно нашего МИД.

Что касается тех, кто ни при каких обстоятельствах не намерен признать "пророссийские сепаратистские образования", то список их хорошо известен. В первую очередь это сама Грузия, мечтающая о порабощении абхазов и осетин, а также вскормившие режим Саакашвили США и их "комнатные собачки" в лице прибалтийских государств и "секретарши" Польши. Следом идут те самые страны Запада, которые признали Косово. Обособленная группа – страны, имеющие свои собственные сепаратистские проблемы вроде Испании, Греции и т.п., которые не признали и Косово.

Как бы там ни было, произошел настоящий дипломатический прорыв и рано или поздно примеру Никарагуа последуют и остальные страны. Тем самым мир наглядно демонстрирует свое нежелание идти в кильватере американской политики и тем более участвовать в мифической изоляции России.

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить