Трагический клоун

Один из самых популярных актеров российского кино, носитель знаменитой русской фамилии, веселый и озорной Лев Дуров прославился в амплуа "маленького человека", пытающегося доказать обществу свою состоятельность. Доказать удалось! Во всяком случае, народного артиста СССР зрители театра им. Горького, где Лев Константинович играл в спектакле "Профессионалы победы", встречали аплодисментами. Впрочем, в постановке по пьесе Гельмана Дуров был отнюдь не маленьким человеком, а большим специалистом в области PR-технологий в предвыборной кампании. И не о театре, о политике заговорил Лев Константинович в редакционной машине по пути в офис "В", где проводилась "Прямая линия". Читатели будто почувствовали боевой настрой актера: первый же вопрос оказался политическим.

- Здравствуйте, Лев Константинович. Меня зовут Елена . Как вы относитесь к актерам, которые увлекаются политикой или едут в регионы поддерживать кандидатов всех уровней в период предвыборной кампании?

- Здравствуйте, Елена. Я никогда не участвовал в политических кампаниях и участвовать не буду. Потому что можно обмануть людей. Это как в рекламе. Меня тысячу раз приглашали сниматься в рекламных роликах. Например, рекламировать лекарства. Я предложил в ответ, давайте я пройду курс лечения этим препаратом. Если это действительно хорошо и правильно, скажу честно, что я об этом думаю. Так и с голосованием. Я пойду сам проголосую. А агитировать не буду, можно ошибиться и тем самым обмануть. Ради денег нельзя обманывать людей. Всего доброго.

- Лев Константинович? Здравствуйте. Меня зовут Любовь Владимировна. Вы снимались в сериале "Русские в городе ангелов" Родиона Нахапетова, который сейчас идет по ОРТ. Режиссер сказал в одном из своих интервью, что таким актерам, как вы, трудно играть вместе с голливудскими. Это так? И какие вообще у вас впечатления о Голливуде.

- Во-первых, я снимался не в Голливуде, а у себя на родине, в Москве. А во-вторых, думаю, что с голливудскими актерами сниматься очень просто, у них целая компания замечательных актеров — Аль Пачино, Пол Ньюмен и так далее. Но у них нет таких, как Олег Ефремов. И никогда не было. Наши актеры ничуть не хуже. Просто для нас был закрыт голливудский рынок. Российские актеры плохо, извините, образованы. А если бы они знали английский язык и не было холодной войны... О господи, разнесли бы мы этот Голливуд!

- Лев Дуров?

- Он.

- Здравствуйте. Меня зовут Владимир Николаевич. В кино вам часто дают роли простоватых деревенских мужичков. А есть ли такая роль, которую вам хотелось бы сыграть, но пока не удалось?

- Можно не отвечать? А то потом будут говорить, умер, а роль, о которой мечтал, так и не сыграл.

- Алло. Здравствуйте. Меня зовут Валентина. Лев Константинович, при каких обстоятельствах в Англии вам было присвоено звание "трагический клоун"?

- Надо англичан спросить, раз они меня так назвали. Это, наверное, олицетворение смешного и трагического одновременно. Чарли Чаплин. Вы помните его походку, эти его падения? Вы вдруг понимаете, насколько человек незащищен в этом мире. И он вечно уходит в никуда, размахивая тросточкой, покручивая ее на руке. Наверное, старенький моряк Жевакин в "Женитьбе" - такой вот трагический клоун. Жизнь не сложилась. Дожил до старости лет, так и не женился. Никому не нужен. Может быть, эта интонация показалась англичанам ценной. Во всяком случае, формулировка "трагический клоун" появилась в одной из рецензий на постановку Эфроса "Женитьба", которую мы играли на театральном фестивале в Эдинбурге. А для меня... Я много лет дружил с Юрием Никулиным. И вообще к профессии клоуна отношусь хорошо. Это редчайший дар. Юра мне как-то сказал, что из меня вышел бы замечательный клоун. Это очень лестно. Это звание дороже всяких других...

- Алло, здравствуйте, меня зовут Василий. Лев Константинович, расскажите, как вам работалось с Василием Шукшиным в фильме "Калина красная"? Каким вы его помните?

- Здравствуйте, Василий. Шукшин — это такое сочетание автора, актера и режиссера удивительное. Однажды мы в Белозерске сидели в столовой. Я, оператор и Вася. Нам дали блюдо под названием "рагу" - с палец толщиной макароны и что-то еще на тарелке, такая кучка, как будто ворона над тарелкой пролетела. И огромный такой сморщенный огурец. И вот Василий Макарыч смотрит на огурец, а вилкой тычет в эти самые макароны. Вдруг как бросит вилку и говорит: "Собаки, огурец по бочкам замучили!". У него столько было боли по поводу огурца. Можете представить, как он болел за человека. А если серьезно... Шукшин был непростой человек. Но замечательный. Он не терпел никакой пошлости. Ходили всякие легенды про него. Но во время работы строже него не было человека.

- Лев Константинович, здравствуйте. Меня зовут Игорь Воробьев. Вас с Борисом Щербаковым видели вчера в казино "Доберман". Что вы там делали?

- Нас пригласили посмотреть на ночную жизнь Владивостока. Все было очень мило и весело. Признаюсь вам, что я выиграл приличную сумму и в виде фишек оставил на столе. Могу поклясться, что не взял ни рубля. Говорю, ребята, вы что? Мы же шутили! Ни с государством, ни в казино я в азартные игры не играю.

- А как вы относитесь к тому, что артисты развлекаютв ночном клубе публику?

- Это профессия актера. Если приглашают выступать, то ничего унижающего в этом нет. Хотя публика в ночном клубе и театре, конечно, разная.

- Здравствуйте, это Лев Дуров? Можно задать вопрос?

- Конечно, задавайте. Это я.

- Это правда, что ваш любимый режиссер — Анатолий Эфрос?

- Вы знаете, я 27 лет работал с ним в разных театрах. Редко, когда его спектакли не имели огромного успеха. Их, как правило, ждали не только в Москве. Питерцы приезжали. Все 27 лет можно назвать временем ренессанса. Потом стало труднее, когда он ушел сначала на Таганку, а потом из жизни. Наша жизнь стала другой, гораздо мельче и беднее.

- Кто наиболее интересный режиссер, на ваш взгляд, сегодня?

- Пожалуй, я назвал бы театр Петра Фоменко наиболее интересным. Но с многими современными режиссерами я внутренне полемизирую. Потому что считаю, что они работают на разрушение. А театр на разрушение работать не должен. Должен на созидание. Как-то в полемике я сказал: есть два арифметических знака — плюс и минус. А я бы добавил к этому — верх и низ. Так вот в нашей жизни много такого, что тянет вниз. Если говорить языком зоны, нас пытаются опустить. А мы не должны этого позволить.

- Лев Константинович, здравствуйте. Какова судьба российского кинематографа?

- Здравствуйте. О, вопрос-то какой... Даже Союз кинематографистов не ответит на такой вопрос. Думаю, что все будет нормально с нашим кино. Это как в океане — спад и подъем воды. Бывают периоды очень хорошие. Вспомните, какой был подъем в итальянском кино, какое одно время было грандиозное грузинское кино. Так и у нас. Советский кинематограф был замечательным, потом спад, и сейчас мы возвращаемся снова к кино, которое касается всех нас, наших проблем. Я против фильмов, где есть жестокость, насилие. Хотя сам снимался в боевиках. Но такова профессия.

- Лев Константинович, меня зовут Валентина Михайловна. Расскажите о своей семье. Так здорово, что есть возможность говорить с вами по телефону. Я помню, когда во Владивосток приезжал Сергей Гурзо, на встречу с ним было просто не попасть.

- У меня все в семье замечательно. Моя жена — актриса Ирина Кириченко. С ней мы вместе учились на одном курсе, отметим в следующем году золотую свадьбу. Дочь — Екатерина Дурова тоже работает в театре. Словом, семья театральная. Я дважды дедушка, и это самое прекрасное. Кто-то из великих сказал: детей можно не иметь, а внуков иметь обязательно.

- Здравствуйте, меня зовут Наталья. Я читала в прессе, что в вашем театре на Малой Бронной произошел скандал. Из-за конфликта с труппой ушел главный режиссер Житинкин. Из-за чего он произошел?

- Конфликт возник по художественным и моральным принципам.

- Что не устроило актеров?

- Сама направленность режиссерского творчества. 20 актеров положили на стол директора бумагу с просьбой не продлевать контракт с Житинкиным как с главным режиссером. В этом ничего трагического и скандального нет. Контракт с режиссером заключает директор театра, и он вправе его расторгнуть, когда кончается срок. Кстати, это предусмотрено трудовым соглашением. 20 человек письмо подписали, а шесть обратились устно, и я в их числе. Тут ничего, повторю, скандального нет. Но дальше начинается PR. В прессе появляются разные заметки, и после этого развивается тема — снова съели главного режиссера, у директора конфликт и все прочее. Но это легенда. Житинкин нас не устраивал по художественно-моральным категориям. Есть еще сердце, нервы и мозг помимо части тела, которая находится посередине тела. Спектакль "Анна Каренина" еще не вышел, но Житинкин уже дает интервью, где героиня — наркоманка. И меня это поразило. Уже были в его трактовке Нижинский, Калигула, Дориан Грей... А тут еще и Каренина — наркоманка. Не об этом написал Лев Николаевич свой роман. Она бросилась под поезд, и это было не в наркотическом бреду. Вот и все. Есть одна позиция, есть другая. А вокруг создается ажиотаж.

- Лев Константинович, здравствуйте. В театре вы играете в спектакле "Миссис Лев" о Льве Толстом. Трудно играть гения?

- Гениев играть очень трудно, да и не надо. Играть надо людей. А у Льва Николаевича человеческая судьба была непростой. Да гений и не может быть простым. Кроме того, женщина сильная рядом была. Отдала жизнь на заклание, 13 раз рожала. Это даже для позапрошлого века — подвиг. Словом, жизнь была невероятная, все время на грани любви и ненависти. И потому если играть, то человеческую судьбу.

"Прямую линию" провела Ольга ЗОТОВА, "Владивосток"

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Комментарии
"Малюсенькое государство, которое надо проучить": что говорил Сикорский о Литве три года назад
Мэр Сиэтла: памятники Ленину — "символ ненависти, расизма и жестокости"
"Малюсенькое государство, которое надо проучить": что говорил Сикорский о Литве три года назад
Прокуратура Грузии требует Киев выдать Саакашвили
Еще четыре популярные программы могут быть закрыты на Первом канале
Еще четыре популярные программы могут быть закрыты на Первом канале
Мэр Сиэтла: памятники Ленину — "символ ненависти, расизма и жестокости"
Лодка-невидимка
Новый постпред президента Украины займется "де-оккупацией" Крыма
"Крокодил Данди": скандальный развод после счастливого брака
Еще четыре популярные программы могут быть закрыты на Первом канале
Бывшему полковнику Квачкову продлили срок заключения
"Свидетели Иеговы" окончательно запрещены в России
"Свидетели Иеговы" окончательно запрещены в России
Китаю не надо толкать Россию к конфликту с США — Константин СИМОНОВ
"Свидетели Иеговы" окончательно запрещены в России
Месть 90-х: России грозит депопуляция
"Свидетели Иеговы" окончательно запрещены в России
Таксист зарезал москвича за поездку без денег
Пламен ПАСКОВ: проект АЭС в Белене был зарублен по политическим причинам
Естественная убыль россиян серьезно выросла