Автор Правда.Ру

Особенности русской души по Додину

Лев ДодинС 1 по 24 июня в Москве проходили гастроли Санкт-Петербургского Малого драматического театра — "Театра Европы" под руководством Льва Додина.

В рамках фестиваля "Золотая маска", который в этом году отметил свой первый круглый юбилей, Санкт-Петербургский Малый драматический театр представил в Москве спектакли художественного руководителя театра Льва Додина: "Московский хор" Людмилы Петрушевской и "Клаустрофобию", собранную из произведений современных авторов, среди которых, например, Владимир Сорокин, "Пьесу без названия" и "Дядю Ваню" Антона Павловича Чехова, "Чевенгур" Андрея Платонова. Некоторые спектакли давно уже стали классикой русского сценического искусства: таковы "Братья и сестры" Федора Абрамова, такова сложнейшая инсценировка в три продолжительных действия по роману Федора Достоевского "Бесы", которые начались в 12 часов и закончился в 21.30.

Московский хор — в конце 1980-х ставили про "бессовестность бывших узников совести", про реабилитированных, которые, вернувшись из лагеря или из ссылки, по инерции жили по законам зоны, со своими понятиями о добре и зле: найдя приют в доме сестры, борец за идеи коммунизма — Нета вместе с дочерью принялись доносами и анонимками разрушать семью родственников. В новом столетии главной героиней в спектакле МДТ режиссер Игорь Коняев и художественный руководитель постановки Лев Додин вывели сестру Неты — терпеливую Лику. В исполнении Татьяны Щуко эта женщина предстает то по-старчески капризной, то необыкновенно решительной хозяйкой коммунального улея. На ее хрупких плечиках держится весь семейный хаос: любовь сына к забеременевшей от него провинциалке и его нелюбовь к жене, страдающей тут же, под боком, с тремя детьми, ранние роды внучки и, конечно же, озлобленность сестры Неты. Додинцы играют о неистовом желании человека выживать даже в самых невыносимых условиях и своим оптимизмом поддерживать близких.

Про "выживание" и спектакль "Братья и сестры", удостоенный почти 20 лет назад Государственной премии СССР, на котором до сих пор зрители плачут.

Призывом "Братья и сестры!" советское правительство не только подбадривало тех, кто уходил на войну, такими словами взывали к тем, кто ради своих солдат зимой валил лес (а это женщины и подростки), кто своим телом согревал замерзшую землю, чтобы взошло зерно. "Братья и сестры" - это обращение адресовано к тем, кто и после войны работал за трудодни, кто в болезни продолжал валить лес и, голодая, отдавал зерно городу. А мальчики мечтали вырваться из деревни: паренек Михаил Пряслин (его, как и в премьерном спектакле, играет Петр Семак) четыре суровых года был незаменимым помощником бабы-председателя, четыре года он думал о том, что кончится война — и поедет он учиться на тракториста. Но отец погиб, значит, на него легла забота о старой матери, о младших сестрах и братьях. И если в первой части спектакля, повествующей о жизни села Пекашино в первые послевоенные годы, люди еще надеялись на безголодное и независимое существование, еще ждали с фронта родных, то во второй части — надежды угасли: кому суждено было вернуться — вернулись, радость от встречи прошла — и вновь нужно было выживать, глотая хлеб из глины.

В грустном спектакле "Братья и сестры" тем не менее есть и минуты просветления, солнечного, весеннего света, радующего людей, затянутых в омут колхозного быта, в то время как в "Бесах" Федора Достоевского ночь не кончается, и нет ни намека на просветление. Люди, одержимые бесовским началом, пожирают друг друга, а их пожирают идеи: филосовские (Алексей Кириллов кончает жизнь самоубийством, тем самым доказывая, что, коли он сам вершит волю свою, он и есть бог), политические, превращающие мирных обывателей в заговорщиков, убийц. Безбожие опустошает их души: Николай Ставрогин Петра Семака и хотел бы полюбить, но способен только совращать и плодить безотцовщину, но однажды осознание греховности все-таки приводит его к исповеди. Истинный бес в лице Петра Верховенского, прикрываясь интересами заговорщицкого общества, устраивает свой суд над неугодными ему людьми. Чувство совести, страха у него выжжено, атрофировано, а плоть торжествует. Бес неистово ликует, готовя человечество к революциям и террору.

Наталия Бойко, специально для "ПРАВДЫ.Ру"

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Юлия Мостовая, известная на Украине журналистка, редактор киевского еженедельника "Зеркало недели", опубликовала на страницах издания свою статью, которую уже окрестили "криком боли" и рассказом "о любви и надежде", хотя, скорее, длинный текст Мостовой напоминает рассказ "о минуте прозрения".

Прозрение Майдана: мы убили Украину, нужно уезжать

Юлия Мостовая, известная на Украине журналистка, редактор киевского еженедельника "Зеркало недели", опубликовала на страницах издания свою статью, которую уже окрестили "криком боли" и рассказом "о любви и надежде", хотя, скорее, длинный текст Мостовой напоминает рассказ "о минуте прозрения".

Прозрение Майдана: мы убили Украину, нужно уезжать
Комментарии
Астрономы поймали сигнал от облака метанола в соседней галактике
Изучение языков вызывает прирост мозга
Оппозиция решила попиариться на Серебренникове
Как нацисты создавали миф о Сталинграде
Иран будет бороться с "американским терроризмом" на Ближнем Востоке
Кто и почему отказывается от ГМО-продуктов
Поражение правительства Асада уже невозможно — Михаил АЛЕКСАНДРОВ
Познер призвал разрешить продажу наркотиков всем желающим
Как нацисты создавали миф о Сталинграде
В России не хватает денег, чтобы выдворить мигрантов
ФАС проверит российские авиакомпании на предмет ценового сговора
Как нацисты создавали миф о Сталинграде
Подробности атаки ИГИЛ на Росгвардию в Чечне: есть убитые
В ближайшие 100 лет Россия будет жить без ГМО
Опрос: поддерживают ли россияне легализацию наркотиков
Полиция России готовит "супердепортацию" мигрантов
Российские авиакомпании хотят заставить платить за провоз телефонов и зонтов
Как нацисты создавали миф о Сталинграде
Кто и почему отказывается от ГМО-продуктов
Кто и почему отказывается от ГМО-продуктов
Как нацисты создавали миф о Сталинграде