Забытый "Дункан"...

Многие читатели "ПРАВДЫ.Ру" хорошо помнят публикацию "Чьей жертвой стал "Дункан?", опубликованную у нас и в журнале "Клуб капитанов" несколько месяцев назад. Публикация известного российского писателя-мариниста, публициста, консультанта (с российской стороны) нашумевшего американского блокбастера "К-19", капитана 1 ранга и прочая-прочая Сергея Апрелева вызвала немалый резонанс... И вот — "Дункан" поднят со дна! Сергей Апрелев побывал на месте события. Сегодня мы публикуем в сокращении новый, достаточно сенсационный материал о судьбе старейшего старейшего российского парового судна "Дункан", который Сергей Апрелев передал только что Поморскому корпункту "ПРАВДЫ.Р"у и газете "Корабельная сторона". Полный вариант статьи будет опубликован в "Корабельной стороне" на следующей неделе.

Несомненно, самой эффективной международной организацией современности следует признать "Общество друзей "Дункана", организованное в ноябре прошлого года в датском портовом городе Калунборг, на подходах к которому, при весьма странных обстоятельствах, был затоплен этот столетний пароход. О деталях происшествия можно узнать, просмотрев статью "Чьей жертвой стал "Дункан"? (журнал "Капитан-клуб" С.-Петербург, №12003, СС 86-89) или на сайте "ПРАВДА.Ру". А еще лучше из книги капитана "Дункана" Валентина Сыромятникова "Пираты Балтийского моря", недавно вышедшей в петербургском издательстве "Морская карта". А сейчас хочется еще раз подчеркнуть выдающиеся организаторские способности и энтузиазм председателя общества Эрика Микаельсена и его сподвижников, сумевших в кратчайший срок собрать значительные средства и организовать судоподъемные работы. Их самоотверженный труд еще раз подтвердил доброе имя датчан — в не таком уж далеком прошлом — старейших союзников России в Европе. А ведь этой репутации пытались нанести удар и датские спасатели, отказавшиеся прийти на помощь из опасения, что их труд не будет оплачен, когда внезапно разразившийся шторм сорвал российскую шхуну с якоря. И не находящие объяснения действия представителей компании "Switzer", представители которой напротив, по собственной инициативе стащили многострадальное судно с мели, но похоже с единственной целью — тут же его затопить, причем на входном фарватере в порт Калунборг. Это вызвало дополнительные осложнения в отношениях властей с капитаном-судовладельцем, прозвучали даже угрозы взорвать судно, если оно не будет немедленно поднято. И вот, спустя каких-то восемь месяцев, наш старейший пароход, занесенный во все, какие только возможно, исторические анналы, вновь увидел божий свет. Слава доблестным друзьям "Дункана"!
Доброе отношение к нашим соотечественникам в единой Европе не может не радовать, учитывая то, насколько нечасты его проявления. Не будем касаться перманентной критики России на сессиях Европарламента и откровенных проявлений двойного стандарта, вспомним хотя бы катастрофу авиалайнера с башкирскими детьми по вине швейцарского диспетчера. Последний продолжает успешно трудиться на прежнем рабочем месте, как ни в чем не бывало. А германский адвокат в телеинтервью тактично замечает, что, конечно, если бы речь шла об американцах, дело разворачивалось бы совершенно иначе.Поневоле закрадывается пошлая мыслишка о восприятии нас как людей второго сорта. Тем более, что и собственная власть порой стремиться убедить нас в том же. Тем приятней, что капитану Сыромятникову на жизненном пути встретились по-настоящему добрые и порядочные люди. Для подъема "Дункана", водоизмещение которого почти 70 тонн, пришлось нанять один из самых больших плавучих кранов Европы — "Самсон", принадлежащий компании "Dansk Bjærgning & Bugsering" грузоподъемностью 100 тонн. Этому предшествовала неутомимая работа Общества по сбору средств от предприятий и всех симпатизирующих проекту лиц.
Росту симпатий немало способствовала и фотовыставка, развернутая с февраля текущего года в городской библиотеке Калунборга. Работы фотографа Йенса Нильсена отразили все этапы драматической судьбы "Дункана" в датских водах от момента посадки на мель близ мыса Реснес до последующей буксировки, приведшей к гибели шхуны. Наконец, необходимая сумма была собрана, о чем торжественно возвестила газета "Kalundborg Folkeblad" от 25 марта 2003 года, подкрепив уверенность в успехе заявлением о полной поддержке со стороны официальных властей Дании. Утром 9 апреля 2003 года были проведены необходимые подводные работы, заведены специальные тросы и вскоре после полудня начался подъем судна. Он занял чуть больше 5 минут, после чего приступили к откачке воды из корпуса "Дункана". Трудно описать эмоции присутствовавших, среди которых находилось немало представителей СМИ, в том числе корресподент ИТАР-ТАСС и даже бургомистр Каллунборга Томми Динесен, что само за себя говорит о значимости события. И в этом еще одна заслуга Общества друзей "Дункана". Я вряд ли покривлю душой, сказав, что даже когда из под воды показались заржавленные мачты и поросший водорослями корпус шхуны, капитан Сыромятников не мог поверить в свершившееся чудо. За неделю до этого, прощаясь с ним в Питере, я понял, что Валентин готов к длительной борьбе за свое любимое детище и тут вдруг такая награда.
На следующий день "Дункана" уже покоился на кильблоках в специально отведенном месте на бетонной стенке в порту Калунборг. Корпус был частично очищен от водорослей и ракушек, а капитан в сопровождении германских инженеров — членов Общества, специально прибывших в Данию по случаю подъема судна, начал его обследование. Несмотря на капитальный ремонт, проведенный тремя годами раньше в Турку, долгое пребывание под водой сделало свое "черное" дело. Но такие люди как Сыромятников не привыкли отчаиваться. Они спешат засучить рукава и вновь погрузиться в привычно тяжелую, но такую благодарную работу. Я уверен, что пройдет не так много времени и "Дункан" вновь будет радовать людей своими благородными формами, знатоков ритмичной работой своей паровой машины, и время от времени пугать профанов клубами чернейшего дыма из своей великолепной трубы.
Не спешите вызывать пожарных, это " Дункан", он возвращается! Целью Общества его друзей после свершившегося спасения стало превращение "Дункана" в международный проект укрепления связей между странами Балийского региона. А покамест шхуна нуждается в рабочих руках. Обращайтесь. Сайт Общества друзей "Дункана" - www.vdvsn.ru

Автор Алексей Корнеев
Алексей Корнеев — журналист, корреспондент информационной службы Правды.Ру
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить