"Мы погибали за Россию..."

4 мая 2003 года ветеран войны и труда, кавалер ордена Отечественной войны II и III степеней, орденов Славы и Красной звезды, медалей "За боевые заслуги", "За оборону Ленинграда" и многих других наград, бывшая радистка Александра Ивановна Шапошникова (в девичестве — Тишина) отметила юбилей — 80 лет со дня рождения. "Как — восемьдесят?!" - удивляются все, кто знает эту бодрую, энергичную женщину, пронесшую свой задор и бесконечное жизнелюбие через сотни страшных военных дней. Сколько их, юных героев тех беспощадных сражений, неприметных простых людей, умиравших за родное Отечество, осталось сейчас — уставшие и такие беззащитные на всю огромную страну.

Но эти люди твердо знали, ради чего они покидали дома, ради кого рвались в бой и погибали в мнимом бесславии. Мнимом — потому что несмотря ни на что живут их подвиги в сердцах молодых поколений, в памяти взрослых уже детей. И как же им, прошедшим всю войну через невероятные человеческие трагедии, больно сознавать, что наш мир погряз в убийствах, а великая Победа 1945 года оказалась далеко не последним военным маршем.

Спросите у ветеранов, что ими двигало на тех смертельных дорогах? Чем дышали они — испуганные, но бесстрашные парни и девушки? Любовь к Родине, к русской земле и русским людям — для кого-то этот пафос стал шаблоном, а для них — это слова, слетавшие с губ перед безжалостным боем. "Всё у нас в душах клокотало, — говорит Александра Ивановна Шапошникова, — и боялись мы, и мучались. Но никогда, слышите, никогда мы не сомневались, что наши земли мы должны отстоять сами. Мы свято верили во всё, что происходило. Мы живем, страна живет — и это главное". Пусть говорят, что та горькая от потерь победа явилась чьей-то жестокой игрой, и что сквозь ложь и обман было добыто народное счастье. Но ни за что на свете не скажут наши деды, что гложет их несправедливая обида, — дескать, "зря они старались". Кощунственное "зачем?" не может не отзываться биением слабых сердец, так же как и заменить бесконечную преданность отчизне в те огненные 40-е годы.

О чем могла думать восемнадцатилетняя Александра Тишина, вбегая в самаркандский военкомат с просьбой добровольно отправить ее на фронт. Родившись в Новосибирске и переехав в конце 30-х годов в солнечно-фруктовый Самарканд, разве могла эта полная надежд, веселая девушка думать о том, какой ценой ей достанется долгая жизнь? Учеба в Текстильном техникуме открывала для Александры широкие возможности и перспективы, но война перечеркнула все желания одним днём. Ни секунды не раздумывая, комсомолка Тишина отправилась туда, где миллионы таких же, как она, бросались под вражеские обстрелы, гордо подняв голову перед ненавистным фашизмом. Эшелон уносил ее всё дальше от дома, через опаленные плачущие земли, мимо застывших в ужасе лесов и полей, сквозь страдания и напутствие матери — на грозный Ленинградский фронт.

Спустя некоторое время в Воронежском училище связи Александра освоила профессию радиста-телеграфиста и полноправным связистом была принята на службу в 14-ю воздушную армию. Каждый раз, сопровождая боевые самолеты на фронт, Александра Шапошникова искренне верила, что молодые ребята, летчики, непременно вернутся — ведь она ждала их, как родных. Каждого ждала... Многих боевых друзей и товарищей потеряла Александра в годы войны, многим поклонникам этой бойкой милой девушки так и не удалось услышать ее переливистого смеха. Летчики превозносили ее, хранили ее фотографии в нательных медальонах, всегда просили благословить перед полетом.

Но они погибали в черном от дыма небе, так и не услышав ее каждодневные мольбы. И не их вина, что спутала война судьбоносные карты любви, что не жить им больше на этой земле и не оберегать еще совсем юных девушек. "Как тяжко — видел человека вчера, а сегодня его уже нет — ничего нет. Кроме войны..." Страшные картины повидала Александра Шапошникова, на себе испытала все ужасы военной действительности. Многочисленные ранения, сильнейшие контузии, невыносимая усталость от дальних походов — всякое случалось. "Но дружба, которая связывала нас всех, — говорит Александра Ивановна, — была нерушима и высока. Мы все поддерживали друг друга, помогали, не различая ни национальностей, ни веры и Бога. Упаси Господи, чтобы кто кого обидел или оскорбил...

Иногда было совсем тошно — от мучавших нас болезней, от голода и ночей без сна на голой земле. Но никто ни стонал, не падал. Хотя предатели были — немецкие прихвостни, из-за которых эшелоны уходили под откос, стирались с лица земли укрепления, гибли наши командиры..." Молоденькие девчонки, покрытые сыпью и грязью, наравне со всеми продирались сквозь фронтовые будни, шли напролом сквозь невзгоды и оборванную юность — чтобы через много лет радоваться домашнему теплу, мирному небу, светлым дням. Не одну сотню километров прошагали они в тяжелых солдатских сапогах и в тесной одежде, не понаслышке знают, что такое лютый холод и душащий полевой смрад. Они тонули в болотах и по несколько суток сидели в земляных дырах. Но они никогда не сомневались, что, изгоняя врагов с родных земель, делают единственное правое святое дело.

Ордена и медали, полученные за славные подвиги, вызывают на глазах Александры Ивановны Шапошниковой слезы — но не отчаяния, а простой человеческой радости — за то, что Родина щедро оценила тяжелый и совсем не женский военный труд. Через Белоруссию и Украину, Румынию и Польшу, Болгарию и Чехословакию шла 14-я Воздушная к победе. Молодые парни и девушки взрослели и мужали на глазах, не переставая удивлять своей самоотверженностью и нерастраченным человеколюбием.

9 мая 1945 года встретила радист Александра Тишина в Праге, в полуразрушенном братском городе, посреди руин и развалин, полыхавших еще несколько часов назад. Нескончаемая радость от долгожданного "Победа!", шум салютующих орудий и звонкие голоса победителей оглушительным эхом разносились по всей земле. Не было человека, которого бы не коснулась Великая Отечественная война, так же, как не было и тех, кто бы 9 мая не кричал в голос — от счастья! Сразу после войны Александра Тишина вышла замуж и стала Шапошниковой.

Молодая семья переехала в Новосибирск, но... — как и десятки других романтиков, Шапошниковы завербовались на Камчатку. И в 1949 году они уже вовсю устраивались на далеком полуострове. Всю жизнь проработала ветеран войны А.И.Шапошникова поваром в детском саду. Многочисленные благодарности и поощрения были для нее важным, но отнюдь не главным смыслом труда. "Улыбающиеся довольные дети — вот ради чего стоило жить всегда", — говорит Александра Ивановна. Вырастив четверых сыновей, эта неунывающая женщина помогает десятерым внукам и трем правнучкам найти теперь уже свою дорогу в жизни. Она черпает силы из своего доброго нрава, у людей — близких и родных. Любимая бабушка многому может научить и посоветовать, многое подсказать. И еще она твердо знает: самое дорогое, что есть у человека, — это его родная держава, земля, на которой родился, вырос и которой обязан всем, что имеешь. "Мы погибали за нашу Россию. И никто никогда не думал иначе..."


Татьяна Жаглина, "Новая Камчатская Правда"

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить