"Русская Эстония": чудеса у озера Чудского

"И даже во время последней кровопролитной войны, — поверите? — ни одна бомба не упала на нашу святую обитель,- не поднимая своих синих глаз, но сияя лицом, рассказывала нам об истории Пюхтицкого монастыря матушка Иоанна.- Вокруг на полях полно осколков — а у нас земля чистая. И как потом вспоминал один немецкий летчик, летевший бомбить монастырь, вдруг увидел он в небе сияние, а потом и женщину — это была Матерь Божия, Богородица, и она словно заслонила нашу обитель. И представьте, летчик сбросил свой смертоносный груз, так и не долетев до монастыря".

Он потом приехал в Пюхтицкий монастырь — этот летчик и, по словам матушки Иоанны, упав на колени перед иконой Пресвятой Богородицы, плакал от радости, что не разрушил такую неземную красоту на земле.

И еще о десятках других чудес, случившихся в стенах Пюхтицкого монастыря, поведала нам ровным голосом матушка Иоанна, озаряя лицо каждый раз своей замечательной улыбкой. А у ворот ее уже ждала очередная многочисленная экскурсия — шумных немцев...

Я много лет езжу в Эстонию, но вот сюда, в края возле Чудского озера, попал впервые. Эстонское Причудье еще называют "русской Эстонией", ибо живут здесь в основном действительно русские, потомки которых обосновались в этих местах еще триста — четыреста лет назад. Конечно, села вдоль озера такие же аккуратные и яркие, как и во всей Эстонии, и также вокруг домов нет заборов — лишь подстриженные кусты, но вот вовсю реставрируемые храмы свидетельствуют, что живут здесь православные люди, впрочем, не только русские, но и небольшая часть эстонцев. И вот что чудно: с кем не заговоришь в таком селе — историк!

В одном из сел мы притормозили у дома, двор которого являл собой музей под открытым небом. Тут тебе и деревянные сказочные русские богатыри с мечами и в шлемах, тут и тын русский, с горшками на кольях... Не сразу и поймешь, что и тын, и горшки — тоже декоративное украшение двора. А хозяин дома зовет к себе в гости и достает откуда-то из закромов изрядно изъеденную ржавчиной секиру. Говорит, именно с такими секирами на древках охраняли рубежи московского царства русские воины. Местный народ гордится, что именно здесь, на северо-востоке Эстонии, в Богоявленской церкви города Йыхви, начинал свое служение Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Жители Причудья показывали мне фотографии 20 летней давности, где они, еще детьми, окружают любимого всем этим краем батюшку Алексия. Кстати, Пюхтицкий монастырь и ныне находится в прямом подчинении Московскому Патриарху.

А в другом русском селе три местных депутата, перебивая и дополняя друг друга, рассказывали нам уже о более поздней истории своего края — с подробностями, со ссылками на известных ученых, с цитатами из умных книг. Слушать людей этих можно было бы бесконечно, если бы не напрашивался сам собой естественный вопрос: ну, а сейчас-то как живете-можете? С гражданством у жителей Причудья проблем нет — они в большинстве своем потомственные граждане Эстонии. Хуже с работой и добыванием средств к существованию. Ведь в еще совсем недавние времена славились и богаты эти русские села были огородничеством. Помидоры, огурцы, превосходный лук выращивались в изобилии, весь Питер кормился причудскими овощами. Один знающий человек сказал нам: в советские времена жили тут сплошные миллионеры. Смешно, конечно: миллионер, с весны до осени копающийся в земле и навозе. Но барыши причудские овощеводы-огородники и впрямь получали с рынков северной столицы изрядные.

Потом независимость, границы, таможни... Пока была возможность — продукцию свою эстонские огородники возили на лодках, напрямик через Чудское озеро. Но потом и там появились пограничные кордоны. А возить через границу законным путем — себе дороже, обложили российские власти всю эстонскую продукцию двойным таможенным налогом. Так что у местных депутатов претензии не столько к Эстонии, сколько к России-матушке, с которой у русских Причудья если и не кровное, то уж духовное родство точно. "Не пробовали, — спрашиваю собеседников, — кооператив сколотить, какое-нибудь, совместное с россиянами, АО организовать?" Рукой машут: мол, не выйдет ничего! Менталитет у русских такой, каждый выживает сам по себе. Потом мне торгующий помидорами и огурцами эстонец у дороги скажет с улыбкой: да есть и здесь перекупщики, забирают всю продукцию оптом, но везут ее не в Россию, а то ли в Кохтла — Ярве, то ли в Таллин, и там снова перепродают — розничным торговцам. Значит, есть все-таки предприимчивые люди, не сетующие на обстоятельства, а применяющиеся к ним.

В ближайшем селе мы и познакомились с таким человеком. Правда, до этого знакомства мой коллега из "Известий" всласть каламбурил: "Приеду в Москву — буду всем объяснять: Нина — это вовсе не женщина, а мыс, Колька — не мужчина, а село, а Баранина — как раз женщина, а не что-то другое".

Нина Баранина — староверка. Она же — сельский старейшина. И она же — хозяйка самого популярного на эстонском берегу Чудского озера ресторана. Представляете — ресторан в селе, в который валом валят немцы, норвежцы, финны и прочий иноземный народ. Объяснение такому чуду у озера Чудского простое: и ресторан, и село Колкья ( так оно пишется по-русски) — староверские. И повара, и официантки — тоже староверы. Да и меню в этом экзотическом ресторане — целиком староверское. Никакого мяса — только рыба, к тому же выловленная прямо из озера Чудского, никакого алкоголя — лишь настойка калгановая, чай на травах да блинчики с медом .

Словно мы и не в Эстонии вовсе, а где-нибудь в Сибири. На стенах — портреты местных жителей в посконных рубахах и с окладистыми бородами, тут же — предметы быта староверов... На самом почетном месте — фото самой хозяйки с семьей и президентом Эстонии. Нина Баранина, узнав о нашем визите в ее ресторан, примчалась из Тарту за рулем новенького "Гольфа" последней модели, оставив там дела. Ну, конечно же, гордости ее не было предела, когда она рассказывала про свое село. И дорога к нему ведет великолепная, заасфальтированная, и школу такую сельскую поискать еще надо, да и ресторан во всей округе такой единственный, пользующийся большой популярностью.

И откуда у русской Бараниной, кстати, приехавшей в Колкья не из России, а из Белоруссии, все это богатство? Из Европы, вестимо! Поучаствовала Баранина в конкурсе грантов, представила свою программу возрождения села и ... победила. С умом вложила полученные деньги и в благоустройство местной школы, и в местный клуб, частью которого и является староверский ресторан. Не протестовала ли местная староверская община против такого увеселительного заведения? Нет, оказывается. Лишь условие старики поставили: никакого алкоголя, курения и дебошей! На мой вопрос: в чем она, сельский голова, видит будущее и своего села, и всей "русской Эстонии", ответила весело, с вызовом: "А вот в таком интересе, как ваш, к нашему причудскому краю!"

И мне кажется, что Нина Баранина абсолютно права. Ибо интерес к этому краю в последнее время стали проявлять не только такие редкие заезжие гости, как журналисты из Москвы, но и крупный российский бизнес. Мы стали свидетелями еще одного "чуда", в эти дни свершившегося прямо на наших глазах: в местечке Ахтме, на базе бывшего завода железобетонных изделий, был торжественно заложен краеугольный камень крупного вагоносборочного завода, который в итоге будет выпускать до трех тысяч ныне дефицитных нефтеналивных цистерн. Событие знаковое, ведь завод создается с участием крупнейшего в России предприятия — нижнетагильского "Уралвагонзавода" (УВЗ). Вы бы слышали обиженный голос бизнесмена из соседней Латвии, прозвучавший на презентации проекта: мол, почему такое предприятие создается в Эстонии, а не у них в республике, или не в соседней Литве? Генеральный директор "Уралвагонзавода" Николай Александрович Малых, который прилетел в Эстонию дать старт крупномасштабному промышленному проекту, ответил прямо: "Да потому что ни в Латвии, ни в Литве не нашлось таких, как здесь, людей". К тому же, как заявила мне бывшая министр экономики и транспорта Эстонии, а ныне депутат республиканского парламента Лийна Тыниссон, в их стране самое либеральное среди стран Балтии экономическое законодательство. Партнером уральцев с эстонской стороны стало предприятие АВР Транссервис, специализирующееся на международных перевозках нефтепродуктов. Новое предприятие составлено из аббревиатур: УВЗ-АВР.

Появление нового предприятия в районе "русской Эстонии" вызвало ажиотаж среди местного населения. В Пюхтицком монастыре ко мне подошла женщина и, приняв, видимо, меня за представителя администрации УВЗ-АВР, робко поинтересовалась, где можно записаться на работу на новом предприятии? Потом и мэр Кохтла-Ярве Ханс Хинт подчеркнул, что появление нового предприятия в их краю, где очень сильна безработица, снимает много проблем и экономического, и психологического порядка. А потребуется без малого полтысячи специалистов, которые, по заверениям эстонской стороны, в районе Кохтла — Ярве имеются.

Впрочем, я думаю, этот российско-эстонский проект вызвал столь большой ажиотаж и в Балтии, и в России еще и потому, что он может заложить основу новому стилю взаимоотношений России со странами прибалтийского региона. Отношений, которые будут складываться не из перетягивания политического "каната" и взаимных претензиях между Москвой и балтийскими столицами. Речь идет о политике, в основе которой лежит разумный прагматизм, экономическая целесообразность и конкретные выгоды от сотрудничества. Лично мне кажется, проект вагоносборочного завода УВЗ-АВР являет собой тот уникальный случай, когда выгоды от его реализации смогут реально почувствовать все: и эстонские учредители нового предприятия, и их уральские партнеры, наконец, два государства, связанные общей границей — Эстония и Россия.

Судите сами. Эстонская компания АВР Транссервис благодаря этому проекту получила шанс стать крупнейшим транспортным оператором всего балтийского региона. Нижнетагильский "Уралвагонзавод" значительно расширяет свои экспортные возможности. Государство российское за счет подобного проекта усиливает позиции в экспорте технологий общего назначения, в чем мы пока отстаем от американцев или японцев. Ну, а уж Эстония благодаря предприятию УВЗ-АВР также получает массу преимуществ. Эксперты подсчитали, что выпускаемая этим предприятием продукция и оказываемые клиентам услуги, совокупно смогут составить до 2 процентов от нынешнего ВВП страны. К тому же Эстония получает шанс сохранения, и даже усиления своих позиций в сфере международного транзита нефтепродуктов. Наконец, она превращается в центр балтийского вагоностроения, которому предстоит развиваться на основе обширного технологического сотрудничества с Россией.

Вот и посол России в Эстонии, Константин Константинович Провалов, выступая на презентации российско-эстонского проекта, подчеркнул, что данное "событие имеет известную историческую значимость не только для российско-эстонских отношений, но и для взаимоотношений России с Балтией в целом". "Если ретроспективно окинуть взглядом прошедшие 12 лет экономического сотрудничества -, пояснил посол ,- то мы, пожалуй, не найдем ни одного конкретного производственного проекта... Эстонско-российское вагоносборочное предприятие, которому сегодня был дан официальный старт — это первая ласточка, проект пионерский, который должен сыграть роль некоего локомотива".

Честно скажу — хотелось бы, очень хотелось бы, чтобы так оно и случилось. Чтобы мы с вами начали воспринимать Эстонию и ее жителей, как своих близких друзей. Лично меня удручает, что некогда самая посещаемая республика бывшей империи, вдруг за минувшие десять лет превратилась для россиян в "черную дыру". Сужу об этом на бытовом уровне: в Пярну, где я люблю отдыхать все последние пятнадцать лет, обычно моя машина с российской регистрацией смотрится как абсолютная иноземка рядом с финскими, шведскими и прочими номерами. В Таллиннском пассажирском порту один за другим причаливают к берегу гигантские паромы из Скандинавии. А это — десятки тысяч туристов в день! Невольно напрашивается сравнение: а наш московский поезд был "населен" от силы тремястами пассажирами. Бог ты мой, говорю я всем своим знакомым, да поезжайте вы в Эстонию, хоть на экскурсию, хоть на отдых! Вы откроете для себя совсем другую страну, чем привыкли мы, россияне, представлять под воздействием сложившихся за последнее десятилетие стереотипов.

По дороге к Чудскому озеру мы завернули к поселку Тойла. Когда-то здесь было не протолкнуться от российских отдыхающих. Равно как в соседнем курортном городке Нарва-Йыэсуу, куда летом съезжалась чуть ли не вся интеллектуальная и артистическая элита Питера. Ныне здесь звучит, в основном, финская речь. Тропа к дому русского поэта Игоря Северянина, прожившего тут с восемнадцатого по тридцать шестой год, давно поросла быльем. Да и дом его купил какой-то швед, отреставрировал и приезжает сюда лишь на лето. Хорошо еще, что сохранил во дворе мемориальный камень, установленный здесь в память о поэте еще в былые времена. И в изумительном парке Тойла-Ору, где некогда была усадьба знаменитых купцов Елисеевых, владельцев магазинов-музеев в первопрестольной и северной Пальмире, тоже грустновато пусто. Почему? Да потому, что за всей этой политической шумихой последних непростых лет, мы как-то совсем упустили из виду, что есть простой человеческий интерес одних людей к другим, к их культуре, памятникам и даже природе. А уж история Эстонии, во все времена тесно связанная с историей России, никак не должна предаваться среди россиян забвению, ибо, в конце концов, это наша общая история. Да и эстонцы нынче несколько иной народ, чем десять лет тому назад. В том же Пярну, где нынче в курортный сезон финнов больше, чем местных жителей, я спросил администраторшу отеля, кивнув ей на в стельку пьяного скандива: ну как они вам? На что та грустно ответила: "По мне так уж лучше соседи с востока, чем эти с севера". Или вот такой примечательный факт. Русский язык в эстонских школах сейчас в обязательном порядке не преподается. Так состоятельные эстонцы стали нанимать для своих детей репетиторов, чтобы их чада на языке восточного соседа могли сносно объясняться, особенно по части совместного ведения бизнеса.

А еще смешной момент: рвущиеся в Европейский Союз эстонцы вдруг неожиданно осознали, что там они вплотную столкнутся с ... Россией, так как сегодня у России деловые отношения с ЕС более развиты, чем с Эстонией. И что гораздо выгоднее сегодня развивать прямые отношения с россиянами, чем опосредованно, через европейские страны. Но и нашим бизнесменам надо как можно скорее усвоить: создавать такие предприятия, как УВР-АВР, на территории Эстонии, очень и очень выгодно, ибо через какое-то время это будет единое с Европейским Союзом пространство. Гигантский рынок, насчитывающий 450 миллионов платежеспособных потребителей. Да и " русский вопрос" в Эстонии мы решим гораздо быстрее и эффективнее, если поддержим русских людей в этой стране экономически. Без лозунгов и ненужной политической шумихи. А так, как взялись поддерживать российских соотечественников в Эстонии, скажем прямо, не без прямой выгоды для собственного предприятия, уральские вагонники.

Именно на это надеются и в курортном местечке Тойла, и в староверском селе Колкья, и в православных поселениях у Чудского озера.

Про себя я могу сказать откровенно: частичку своего сердца я там уже оставил!

Анатолий СТРОЕВ

Источник:
"Независимое обозрение"

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить