Мир » Бывший СССР

Киев: какой президент, такая и конституция

Киев: какой президент, такая и конституция. Президент Украины представил проект новой Конституции

Президент Порошенко 26 июня представил Верховной раде Украины проект новой Конституции. Строго говоря, никакого личного представления не было: новоиспеченный гетман предпочел в этот день выступать перед депутатами не собственной страны, а благословенного Запада на заседании ПАСЕ в Брюсселе. Туда президент поехал подписывать мазохистки-кабальное соглашение об ассоциации с ЕС. Такая, более чем убедительная иллюстрация патриотизма первого лица якобы независимой Украины.

Тем не менее письменные предложения об изменении основного закона в Раду-таки были предоставлены — пусть и заочно. И сразу же стали объектом интенсивного обсуждения.

В целом можно сказать, что шоколадный король в президентском кресле решил укрепить свою личную власть, при этом создав видимость децентрализации власти, как некой замены ненавистной для Киева федерализации.

С этой целью предполагается ликвидация областных и районных государственных администраций и замена их исполкомами соответствующих Советов, которые будут возглавляться их главами. На первый взгляд — вот оно, вожделенное перераспределение полномочий, которого якобы только и добивались все последние месяцы жители восставшего Донбасса.

Однако на деле до реальной самостоятельности регионам, как до неба пешком. Даже чисто формально, в каждой области и районе будет находиться представитель президента, призванный координировать работу местных органов власти, наблюдать за ее законностью, и т. д.

Причем, ответственность за нарушение этой самой законности выглядит явно несимметрично. Так, если око государево заметит какую-то оплошность со стороны исполкома, решение этого органа тут же приостанавливается, и спор передается в Конституционный Суд. И если местные власти неправы, их ожидает неизбежное увольнение и перевыборы.

Читайте также: Порошенко отдаст власть народу не говорящему по-русски

А вот если ошибся "человек президента" — его от силы немного пожурят за неуместную активность. Кстати сказать, если ранее губернаторов глава государства, хотя бы формально назначал после подачи кандидатур премьер-министром, то должных заменить их представителей Порошенко собирается назначать единолично. Немаловажная деталь — в условиях чрезвычайного или военного положения именно этой президентской вертикали будет принадлежать вся полнота власти.

Но описанные выше нюансы касаются лишь формально-организационных моментов. Между тем, на пути реального регионального самоуправления стоит еще и правительственная вертикаль. Когда почти все отделы нынешних госадминистраций, а в будущем и исполкомов назначаются вышестоящими министерствами. И их руководители больше смотрят на начальство в центре, нежели на местах, уволить то их местные боссы не могут.

Ну и самое главное, на "колоссальный прорыв в местном самоуправлении" в лучшем случае планируется оставлять четверть собираемых в регионах налогов и сборов. Остальные бюджетные деньги, конечно, тоже рано или поздно на места дойдут, но лишь в виде щедрот центрального правительства. Которые еще надо заслужить хорошим поведением и лояльностью к официальному Киеву.

Одним словом, когда пан Порошенко, скрежеща зубами, называл идею федерализации бредом, он был совершенно искренним в своей ненависти к этому начинанию. Потому что предложенная им децентрализация — это жалкая пародия на региональную самостоятельность. И потому никоим образом не может удовлетворить ни восставший Донбасс, ни даже регионы, подконтрольные местным князькам, вроде Коломойского, откровенно посылающих Киев подальше в его попытках рулить всем и вся.

Впрочем, только косметическими изменениями местного самоуправления президент в проекте своей Конституции не ограничился. Им было сделано несколько важных поправок для усиления своей власти в центре. Так кандидатуру премьера на утверждение Рады, выдвинутую депутатским большинством, Порошенко хочет не автоматически вносить, а всего лишь учитывать. Что подразумевает возможность и ее отклонения по каким-то причинам.

Читайте также: Кадровик Порошенко раздает портфели

В самом же законодательном органе гетман собирается упразднить важнейший элемент его работы — "императивный мандат" народных избранников. В настоящее время депутат, избранный по списку той или иной партии, обязан при формировании коалиции голосовать согласно решению своей фракции. А в случае принятия новой редакции может голосовать как угодно. Очень удобное изобретение для быстрого сколачивания пропрезидентского большинства с помощью перебежчиков из других, даже враждебных политических сил.

Но для обеспечения таких перебежек главе государства необходим хороший кнут. Что с того, что народные избранники лично неприкосновенны? У них же есть бизнес, родственники, которых можно прессовать, пока парламентарий не додумается до единственно правильного решения.

Видимо, исходя именно из такой диспозиции, президент в новой Конституции желает иметь право единоличного, без утверждения Радой увольнения Генерального прокурора, шефа Службы безопасности и главы пока еще не созданного "Бюро расследований" (нечто вроде российского Следственного комитета). А то прежний порядок, при котором отставки силовиков могли быть произведены лишь с согласия парламента, могут взрастить в их головах ненужные мысли о самостоятельности и подчинению только закону, а не звонкам из президентской Администрации.

Интересно заметить, что ради полного контроля над гражданскими силовиками, Порошенко готов отдать парламенту право назначения двух других министров из президентской квоты — иностранных дел и обороны. Видимо, шоколадный магнат резонно решил, что на обороне и внешней политике официального Киева рейтинга не нарастить ввиду их ужасающей провальности. А потому лучше спихнуть указанные кадровые назначения (вместе с ответственностью перед избирателями) на плечи премьер-министра и парламентского большинства.

Читайте также: На Украине хотят распустить Верховную раду

В заключении стоит заметить, что данные предложения украинского президента далеко не со стопроцентной вероятностью станут новым Основным законом. Для этого нужна довольно долгая процедура — голосование парламентариев минимум тремястами голосов (из 450) на протяжении двух сессий Рады, положительное заключение Конституционного суда и некоторые другие моменты.

Правда, процедурные и даже прямые конституционные нормы с февраля превратились на Украине в факультет ненужных вещей, но все же. Стало быть, новая Конституция (по закону, конечно) может быть принята не раньше осени. Между тем, с учетом тенденций нарастания кризиса еще неизвестно — будет ли что, где и кому принимать после столь длительного временного периода…

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Комментарии
Разведка США начала расследование по Путину
ООН приняла резолюцию против Крыма. Что теперь будет?
Кредиту рад. Полезные советы
Минобороны РФ уволит со службы толстых военных
Коммунисты пообещали Путину страшную судьбу Каддафи
ООН приняла резолюцию против Крыма. Что теперь будет?
ООН приняла резолюцию против Крыма. Что теперь будет?
Новый пресс-секретарь Шойгу "взорвала" соцсети
ООН приняла резолюцию против Крыма. Что теперь будет?
ООН приняла резолюцию против Крыма. Что теперь будет?
Москву в сорок первом спасли сибиряки?
Москву в сорок первом спасли сибиряки?
Кандидат в президенты Владимир Михайлов открыл в Костроме памятник Свободе
Российская армия получила партию гигантских ядерных минометов
Взвейтесь орлами: кремлевские звезды портят репутацию России
Взвейтесь орлами: кремлевские звезды портят репутацию России
ОБСЕ: признание СМИ "иностранным агентом" противоречит свободе слова
Новый пресс-секретарь Шойгу "взорвала" соцсети
Россия готовится продать украинский долг стране-вышибале
Разведка США начала расследование по Путину
России прочат убыль населения на 400 тысяч человек через 18 лет