Андрей Лубенский: украинский телеэфир монополизируют с помощью пиплметров?

На Украине разгорелся скандал вокруг стандарта измерений телевизионной аудитории. Сегодня специальные электронные устройства, фиксирующие просмотр программ на том или ином телеканале (пиплметры) установлены в квартирах 1007 украинских семей в 25 областных центрах. На основе полученной информации рекламодатели принимают решения, от которых зависит приток средств в телевизионные проекты. Однако все понимают, что измерения, получаемые лишь в областных центрах, не могут отразить полную картину зрительских предпочтений. Поэтому два общенациональных телеканала — «Интер» и «1+1» — выступили с инициативой введения так называемой «панели 50 тысяч плюс», предполагающей установку пиплметров в городах с населением более 50 000 человек (на Украине 103 таких города). Против этого проекта выступили руководители мультирегиональных телеканалов ICTV, СТБ, «Нового канала». В обнародованном ими заявлении указывается, что такое нововведение приведет к еще большему перераспределению рекламных бюджетов в пользу двух ведущих каналов («Интера» и «1+1»), на долю которых и так приходится около 80 процентов совокупного оборота рынка общенациональной телерекламы. На долю ICTV, СТБ и «Нового канала» приходится около 10 процентов, а после предлагаемого расширения панели измерения с 25 городов до 103-х это соотношение может составить 90 к 5 процентам — «таким образом, рынок будет практически полностью монополизирован».

Преимущество «Интера» и «1+1» в техническом покрытии территории Украины сложилось исторически: эти телеканалы используют государственную, созданную еще при советской власти систему распространения сигнала. Пришедшие позже на телевизионный рынок каналы «второго эшелоны» вынуждены создавать собственные системы. Пока передачи этих каналов, кроме столицы, смотрят как раз в областных центрах, чего удалось добиться ценой немалых капиталовложений. По мнению руководителей ICTV, СТБ и «Нового канала», главной целью предлагаемых изменений является монопольный контроль над изменением дизайна панели со стороны их конкурентов. Альтернативная система изменений, предлагаемая «вторым эшелоном», рассчитанная до 2009 года, по утверждению авторов обращения, отвергнута.

«В такой ситуации мы намерены защищать будущее своих каналов, право украинских телезрителей на выбор, дух честной конкуренции и инвестиции своих учредителей всеми доступными в демократическом обществе средствами», — говорится в обращении, подписанном генеральным директором ICTV Александром Богуцким, председателем правления ЗАО «Новый канал» Александром Ткаченко и председателем правления ЗАО «ММЦ-СТБ» Алексеем Федуном.

Некоторые наблюдатели уже высказывают предположение, что предлагаемый ведущими каналами экстренный переход к «панели 50 тысяч плюс» связан с приближающимися парламентскими выборами – кто сумеет монополизировать финансовые потоки, тот монополизирует и сам телеэфир. Однако сторонники расширения измерений говорят, что это лишь стимулирует каналы идти вглубь страны и совершенствовать вещание. «…Новая панель будет значительно точнее отражать существующую реальность, — отмечает маркетинг-директор компании «Video International» Игорь Мовенко («Зеркало Недели», №46, 2001). — Все, кто будут призывать сузить панель, очевидно, станут руководствоваться исключительно собственными узкими интересами. Что, конечно, непомешает им придумать убедительные на первый взгляд аргументы».

По мнению И. Мовенко, в результате перехода на новую панель измерений больше потеряют не каналы «второго эшелона», а региональные телеканалы, кабельное и спутниковое ТВ в небольших городах.

Андрей Лубенский

ПРАВДА.Ру

Украина

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить