Нокдаун или нокаут?

Итак, выборы на Украине завершились… Несмотря на то, что центризбиркомом уже обработана большая часть бюллетеней, есть данные нескольких экзит-поллов, остается неясным число партий и блоков, попадающих в Раду – пять, шесть или семь. Под вопросом остается прохождение в парламент блока, возглавляемого спикером Верховной Рады Владимиром Литвиным, и Блока Наталии Витренко. Судя по особенностям подсчета (с Запада на Юго-Восток) голосов, непримиримый антиоранжевый Блок Витренко имеет больше шансов, чем партия Литвина, призывающая не к реваншу, не к продолжению революции, а «к восстановлению равновесия». По этой же причине (направление подсчета) по мере обработки бюллетеней следует ожидать небольшого увеличения результата Партии регионов и, возможно, Компартии Украины за счет оранжевой тройки – Блока Юлии Тимошенко (БЮТ), блока « Наша Украина » , Соцпартии Украины (СПУ).

Главная интрига – формирование парламентского большинства. По нескольким причинам, о которых позже, создание правящей коалиции не случиться быстро и не пройдет гладко. Тройка лидеров избирательной кампании – Партия регионов, БЮТ и «Наша Украина». Пропрезидентская «Наша Украина» в любом случае набирает менее шестой части голосов, БЮТ – менее четверти, Регионы – чуть меньше трети. Две украинские левые партии – СПУ и КПУ – находятся по разные стороны баррикад. СПУ – оранжевая, КПУ – наоборот. Компартия наберет от 3.5% до 4%, СПУ – около 6%. На пороге Рады стоят неоранжевый Литвин и антиоранжевая Витренко.

Уже сейчас видно, что важен каждый процент. Чем выше результат политической силы, тем больше у нее оснований настаивать на своих условиях формирования коалиции, ее идеологии, внешнеполитическом курсе страны, основах внутренней политики и, что важно, своих кандидатурах на ключевые должности. Таким образом конфигурация парламентского большинства определит настоящее Украины и ее будущее на несколько лет. В связи с этим возникает вопрос, насколько демократичными были прошедшие выборы, то есть насколько адекватно состав новой Рады будет отражать мнение избирателей. Против всех проголосовало всего около 2%. Другими словами, подавляющее большинство избирателей определились со своим выбором в пользу той или иной политической силы. Посмотрим, все ли из них смогли заявить о своей позиции.

Все прошло демократично, невзирая…

Глава парламентской ассамблеи НАТО заявил, что прошедшие выборы стали честным соревнованием провластных и оппозиционных политических сил. Похожие выводы сделали представители Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ). На официальном сайте ПАСЕ еще в понедельник появился отчет, в котором отмечается, что избирательная кампания проходила конкурентно и динамично, а также всесторонне освещалась средствами массовой информации. ПАСЕ считает голосование на Украине демократичным. Глава делегации ПАСЕ по наблюдению за выборами на Украине Рената Вольвенд отмечает, что «несмотря на серьезные технические проблемы все украинцы продемонстрировали свою приверженность демократической процессу». Согласно сообщению, выборы было организованы прозрачно, и эту прозрачность усиливало большое количество наблюдателей.

«Большое количество» действительно имело место и, как это обычно бывает, наблюдатели от России пришли к выводам, которые несколько отличаются от оценок западных наблюдателей. В частности, один из представителей Госдумы России депутат Константин Затулин удивлен такой оперативной оценкой со стороны западных институтов. Подсчет голосов еще не завершен, не рассмотрены все жалобы, а для Запада уже все ясно – выборы прошли честно прозрачно и демократично. По мнению российского депутата, на основании того, что на Западе оранжевая власть имеет репутацию демократической, подобную оценку представители ОБСЕ , ПАСЕ, НАТО могли бы дать и авансом, то есть заранее. Действительно, не может же демократическая власть, в самом деле, провести выборы недемократично? 

Однако, что означает в переводе на человеческий язык это «несмотря на серьезные технические проблемы» Ренаты Вольвенд? Речь идет о проблемах со списками избирателей и давке на избирательных участках, прежде всего, в крупных городах. В паспортах граждан Украины фамилия, имя, отчество написаны как на украинском, так и на русском языках. Не было никакой надобности именно перед этими выборами переводить фамилии на украинский язык. К чему это привело, неоднократно сообщалось (Грач стал Шпаком, Чемоданов – Вализовым). По совокупности «технических проблем», по оценкам наблюдателей от Госдумы, каждый десятый избиратель из намеревавшихся принять участие в выборах, не смог проголосовать. Насколько это важно и насколько правдоподобно?

Удельный вес густонаселенного Юго-Востока гораздо выше показателя Западной Украины. К тому же, не секрет, что большая часть гастарбайтеров являются как раз жителями западных областей страны.В прошлойстатье, приводилось два соцопроса, отличающихся в том числе и явкой избирателей. При активности около 70% по стране «Наша Украина» и БЮТ в сумме получали больше голосов, чем Партия регионов . При явке 85% Регионы в одиночку набирали больше процентов, чем НУ и БЮТ в сумме. Что случилось в действительности. Средняя явка по стране составила менее 70%. При этом в западных областях она оказалась свыше 70%, а на Тернопольщине вообще 76%. Вопрос о том, было ли столько людей в наличии в тот момент, остается открытым. В любомслучае, на Западной Украине, судя по цифрам, были поставлены под ружье все, кто мог передвигаться, и уж точно проголосовали все желающие.

Другая сторона вопроса… По данным Центризбиркома одна из самых низких явок (около 62%) отмечена в Днепропетровске. Вместе с тем, по многочисленным свидетельствам очевидцев в этом областном центре, городе-«миллионнике» на избирательных участках наблюдались длинные очереди в течение всего времени голосования. Людям, которые вошли на территорию участка до 22:00 (время завершения голосования) было разрешено осуществить свой выбор и это продолжалось местами до полуночи. Как могло так получиться, что при битком набитых участках, в частности в Днепропетровске, фактическая явка оказалась сравнительно невысокой? Ответ может быть один единственный: проголосовало столько людей, сколько позволила пропускная способность избирательных участков. Напомню, на этих выборах власти приняли решение изменить число избирательных участков. Причем, в западных областях их стало больше, а на Юго-Востоке – меньше. Результат налицо. По этой же причине (большая нагрузка на участки) подсчет голосов в крупных городах Юго-Востока занимает больше времени.

«Украина у нас одна – Наша Украина!». Нокдаун или нокаут?

Теперь несколько слов о ситуации в оранжевом лагере. Главной сенсацией стал унизительный результат пропрезидентского блока «Наша Украина». Процент голосов (около 15%) был настолько неожиданным, что сопровождался, без преувеличения, шоком президентского окружения. Дело в том, что следуя рекомендациям Запада и руководствуясь чувством самосохранения герои Майдана на протяжение всей предвыборной кампании занимались восстановлением «оранжевой коалиции». Подписывая меморандум о формировании оранжевого большинства «Наша Украина» была свято уверена, что выговаривает преимущества для себя (кандидатуру премьера предлагает политическая сила, набравшая большее число голосов среди членов коалиции). Таким образом, сама собой отпадала проблема Юлии Тимошенко , согласной только на должность премьера.

Тимошенко после оглашения первых экзит-поллов решила воспользоваться контузией любых друзив . Не теряя времени, еще в ночь с воскресенья на понедельник леди Ю предприняла решительный рейд в «приятельский» лагерь. На 11:00 лидер БЮТ (как потом выяснилось, в одностороннем порядке) объявила о подписании соглашения о коалиции как о решенном деле. У пропрезидентской партии, действительно, ситуация незавидная, и в условиях паники в ее рядах Тимошенко намеревается достичь своей цели – умоститься в премьерское кресло.

Потрясенный глава избирательной кампании блока «Наша Украина» Роман Безсмертный согласился, что БЮТ имеет право предлагать кандидатуру премьер-министра. Тем временем несколько пришедший в себя Виктор Ющенко заявил, что спешить некуда и нужно для начала дождаться окончательных результатов выборов. Кроме того, украинский президент назначил ответственным за переговоры о коалиции вместо Безсмертного более крепкого в коленках Юрия Еханурова , нынешнего премьера (или «исполняющего обязанности» как считает большинство парламентариев).

При любом из вариантов формирование большинства ни легким, ни скорым не будет. Согласиться на коалицию с Партией регионов ни президент, ни БЮТ не могут. В этом случае весь «дух Майдана» вылетает в трубу. Договориться с Тимошенко окружению Ющенко будет не менее сложно. Леди Ю закусила удила и теперь будет говорить исключительно на языке ультиматумов. При этом, аппетиты ее, несомненно, возросли. Роль премьера с ограниченными полномочиями ее вряд ли теперь устроит, учитывая отрыв ее блока от ближайших «партнеров по коалиции» на 7% с лишним.

К радости сторонних наблюдателей (зрелище продолжается) и на горе украинцам стабильности в стране после выборов не прибавится. Власти казалось бы сделали все, чтобы «силы реванша» не получили большинства. Вместе с тем, окончательных результатов еще нет, и может оказаться, что герои Майдана делят шкуру неубитого медведя. Лучше других, похоже, это понимает Тимошенко, поэтому пытается по максимуму использовать замешательство в рядах «союзников». В целом, в очередной раз оказывается справедливой пословица «где два украинца, там три гетмана». Продолжаем наблюдать за ситуацией…

Алексей Ковалев
Автор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *