Украину ждут очень большие проблемы по всем фронтам

Украина не на дне, ей уже стучат снизу

Украина встречает зиму с полной кубышкой проблем: это и проблемы с энергетикой, и вопрос Донбасса, и стремительное падение рейтинга Порошенко. Несмотря на тяжелую ситуацию на Украине, это еще совсем не дно. Как сказал в прямом эфире видеостудии Pravda.Ru руководитель Центра координации "Новая Русь" Алексей Анпилогов, дальше будет еще хуже.

— По минским соглашениям нельзя оказывать военную помощь ни одной из сторон, а американцы и европейцы открыто поставляют Порошенко танки и другую технику. Как в Новороссии оценивают эти события?

— Войну очень легко начать и очень трудно закончить. Безусловно, все понимают, что как бы долго ни длился украинский кризис, сколько бы не пытались стороны добиться своих целей, в итоге они сойдутся на каких-то средних позициях. То есть на самом деле никто в Донецке и в Луганске всерьез не говорил: дойти до Ужгорода или до Львова. Были призывы от того же самого Алексея Мозгового: дойти до Киева.

Но в итоге все понимают, что Украина — это полиэтничная, многоязыковая, многоконфессиональная страна. И попытка, допустим, Донбассом навязать свою модель поведения для западной Украины или для Киева ничем хорошим не закончится.

Это именно то, на чем не смог построить единую страну Янукович. Когда он постарался всю Украину превратить в большой Донбасс, он столкнулся с естественной реакцией недовольства, которая была поддержана внешними силами и вылилась в Евромайдан. Нельзя было вести столь оголтелую экономическую политику, которая даже не преследовала интересы донецкого народа.

Она служила интересам весьма тонкого слоя донецкой номенклатуры и олигархата. Сейчас мы видим то же самое. В ДНР и ЛНР — гуманитарная катастрофа. Большие проблемы у Украины, которая уже стала просто Руиной.

Эти проблемы назревали долго, подспудно. Вместо того, чтобы решать проблемы энергонедостаточности, Украина сейчас их только усугубляет войной, которая разрушает саму уже Украину. Это как выстрелить в свою ногу потому, что она хромает.

Донбасс не любили, Донбасс считали оковами, кандалами. Всегда ж была какая традиция: если вас что-то не устраивает — чемодан-вокзал-Россия. А когда вдруг чемодан уезжает вместе с вокзалом и теми ватниками, которые на этом вокзале живут, то оказалось, что нет угля и металлургии, нет возможности обеспечить энергобаланс Украины. Уголь везли через полмира, а он не горит.

— Вчера прошло сообщение, что банковская система Украины разрушена из-за двухсот агентов ФСБ России.

— А почему не из-за двух тысяч?…

— Да, маловато будет…

— Смешная такая информация. На той неделе один высокопоставленный офицер СБУ заявил все-таки, что у них нет ни генералов ГРУ, ни полковников ФСБ. Но ведь были многочисленные сообщения, что доблестная Служба безопасности Украины задерживала агентов пачками просто. В итоге оказалось, что ни одного человека, причастного к спецслужбам России, задержано не было. А сейчас еще выяснится, все, кто томится в застенках, имеют украинское гражданство.

Ведь можно было не доводить ситуацию до сепаратизма ДНР, ЛНР. Но сами спровоцировали и обострили конфликт.

Как раз Минск пытается вернуть вот эту ситуацию в какое-то русло переговорного процесса. Я тоже считаю, что он был начат в неудачное время. В тот момент рухнул фронт, украинская армия потерпела сокрушительное поражение, было наступление ополчения.

Мы все помним кадры бегущего в стиле апокалипсиса националистического сектора из Мариуполя. Но мы имеем что имеем. Сейчас главное, нужно добиться отвода тяжелых вооружений. Понятное дело, армия Новороссии и армия Украины будут держаться занятых позиций, но нужно исключить обстрелы городских кварталов, использование артиллерии, авиации, минометов, танков, вообще всего тяжелого вооружения.

Украинской власти надо бы подумать над своими проблемами. Даже если Украина проживет зиму, что делать дальше? Экономика падает по-прежнему. Не решен вопрос с российским газом. Россия сейчас максимум поставит миллиард кубов, за который заплачено. Не решен вопрос с углем. 75 процентов угля находится на территории ДНР, ЛНР, которые добывали его всегда. Киев должен покупать уголь. Но он постарался взять в блокаду ЛНР, ДНР, а в результате сам себя взял в энергетическую блокаду. Без угля нет электроэнергии и тепла с ТЭЦ.

Половина моего родного города Днепропетровска снабжается электроэнергией с Приднепровской тепловой энергетической станции. Если сейчас она перестанет работать, заглушит свои котлы, то половина Днепропетровска останется без тепла. Вот такова реальность.

Уголь в ЮАР закупали по 120 долларов, а не по 80 как с якобы убыточных донецких шахт. А он не горит. Таков уровень компетентности и принятия решений. А если завтра кто-то засунет в атомную станцию другие блоки?! И ведь уже была такая история на Южноукраинской атомной станции. Потом их выковыривали оттуда чуть ли не руками…

Сейчас имеются проблемы и с гидроэлектростанциями. 40 процентов недостачи воды в водохранилищах на начало низкого сезона. Сейчас не будет дождей, все будет лежать в виде снега вокруг. А гидроэлектростанции — последний резерв…Возможна просто полная катастрофа.

— Да, полный коллапс становится все реальней. Но тем не менее, даже в этих условиях и несмотря на перемирие, украинские войска продолжают обстрелы городов и сел. По-прежнему гибнет много мирных людей. ОБСЕ, кстати, опять ничего не видит. Возможно ли возобновление активных боевых действий?

— У ДНР, ЛНР нет желания продолжать войну сейчас, тем более зимой. Луганская и Донецкая республики сейчас заняты построением государственности и активно создают регулярную армию. Ополчение — это именно ополчение, легкая пехота. Ополчение очень хорошо защищает свой собственный дом, отлично защищает свою собственную улицу, неплохо защищает свой собственный город.

Когда нужно идти куда-то за 20 километров и делать некую операцию, допустим, по окружению вражеских войск, это совсем другое дело. Когда уже звучит слово операция, не говоря уже о стратегическом планировании, ополчение начинает пасовать. Потому что у них нет штабных, снабженческих, разведывательных структур.

Для этого требуется организованная армия. Безусловно, сейчас присутствуют советники. Россия помогает ЛНР и ДНР отстоять свою независимость. Это было четко сказано Путиным в своих обращениях, что Россия не допустит уничтожения Луганской и Донецкой народных республик. Потому что все прекрасно понимают, это приведет к геноциду. Если ЛНР и ЛНР Киев будет проводить карательные и репрессивные операции, та же ОБСЕ в этот момент просто отвернется и опять ничего не увидит.

Мы видим результаты расследования Майдана — их нет вообще. Так же и по сожженным в Одессе. Все спускается на тормозах. Трупы мирного населения, захоронения на Донбассе до сих пор не получили своей оценки.

Киеву надо и дальше занять людей войной. Если люди не заняты войной, завтра встанут вопросы: почему у нас холодно, нечего есть, пропал свет?… Когда этот вопрос начнут задавать все больше украинских детей, их родители выйдут на улицы. Вот в Виннице экономические, в первую очередь, вопросы уже вывели людей. Да, этим опять воспользовались ультранационалистические силы, которые сказали, что теперь у нас не только Путин во всем виноват. Теперь и Порошенко плохим стал.

Очень быстро меняются настроения, у президента нет никакой поддержки населения. Я еще летом сказал, что вскорости мы увидим "Петю-два процента". Был у нас такой — Виктор Ющенко с рейтингом 2 процента.

— У нас был Миша-2 процента.

— Ну, Миша брал 2 процента, а в украинских условиях это именно поддержка президента. По этому пути прошел Ющенко, прошел Янукович, сейчас Петр Порошенко идет точно по такому же пути.

— Так разве кто-то вообще думал, что Порошенко будет решать вопросы Украины? Он выполняет команды тех, кто его поставил, а им надо создавать, а не решать проблемы Украины.

— Безусловно. Я поэтому и говорю, что сейчас в интересах Украины решить вопрос с Донбассом в рамках минского формата.

— Кто будет решать? Теперь даже в кабинете министров — иностранцы. Интересно, а они сдали экзамен на знание украинского языка?

— На самом деле, в Украине запрещено двойное гражданство. Я бы хотел задать им простой вопрос, а воссоздали ли они грузинское и литовское государство? Известно, что Яценюк ведет заседания на русском языке. Помимо перечисленных проблем, завтра у Украины возникнет вопрос по продовольственной безопасности. Потому что единственный экспортный ресурс, который остался у Украины, это зерно. И сейчас зерно бесконтрольно вывозится. Продовольственной безопасностью никто не занимается.

Да и власть Порошенко не распространяется, допустим, на Днепропетровскую, Запорожскую область. Там рулит господин Коломойский. Поэтому проблемы Украины сейчас пытаются решить войной. Но войной эти проблемы не решаются. Они только усугубляются.

— Три волны мобилизации. 75 процентов общих потерь армии, хотя приводятся разные цифры. Погибших — от 10 до 40 тысяч.

— Хотя Украина живет мирным временем, мобилизовано порядка 100 тысяч человек. Но из этой громадной массы очень много до сих пор числятся пропавшими без вести. Конечно, разыскивать их или объявлять погибшими никто не будет. Недовольство киевскими властями и так зашкаливает. Есть масса людей, которые работают в подполье. Они делают граффити, расклеивают листовки, взорвали памятник УПА в Харькове. А 90 процентов работы подполья — это сбор информации.

— На месте разрушенного памятника Жукову поставили флаг Новороссии.

— Это тоже действия подполья. Люди показывают свое несогласие с официальной позицией Киева. И вина Киева в том, что эти люди находятся в подполье, потому что эти люди еще весной, в марте, апреле, даже в мае еще пытались выражать свое мнение. Они хотели, чтобы их услышали. Точно так же было в Донецке, в Луганске.

Вспомните, вплоть до 6 апреля, до момента перехода в вооруженную стадию восстания, люди требовали очень простого, к чему сейчас призывает тот же самый Лавров. Он говорит: нам нужно сформировать новое культурно-политическое пространство Украины. Это не значит, что мы сейчас можем вернуться назад.

Украина больше не будет единой. Это будет, возможно, какая-то рыхлая конфедерация. Так вот — я хочу напомнить, чего требовал Донбасс еще в марте. Он требовал федерализации. И в тот момент ему сказали: вы недостойны этого, вы — ватники и колорады, вы этого не получите. А после того, как людей начали убивать, и они в ответ взяли оружие, конечно, уже перекрутить фарш назад в мясорубке не получится. Прошла уже целая эпоха этого гражданского конфликта.

— Гражданская война не может закончиться тем, чтобы стороны помирились. Кто-то должен кого-то победить, придавить и подчинить себе…

— Есть еще третий вариант — это некая заморозка конфликта или истощение сторон. Тогда они каким-то образом делят между собой страну. Такой вариант был возможен в августе, если бы наступление развилось и остановилось на каких-то естественных пределах, куда дальше невозможно было бы уже двигаться, и шла бы долгая позиционная борьба. Сейчас конфликт заморожен.

В мире есть несколько таких замороженных конфликтов. Самый известный на постсоветском пространстве — Приднестровье. Оно уже 20 лет существует вместе с Молдавией в состоянии ни войны, ни мира. По крайней мере, стрельбы там нет, но нет и единого государства. Приднестровье выстроило все государственные атрибуты — свою армию, милицию, суды, прокуратуру…

Но есть влиятельные игроки, которые не хотят мира на Украине. В первую очередь, это совершенно обанкротившаяся украинская элита, которая по сути дела передала страну под внешнее управление. Естественно, мир не нужен людям, которые осуществляют внешнее управление. Это в первую очередь власти Соединенных Штатов Америки.

Очень сильно в этом сейчас участвует Европа. Но она сама вдруг тоже стала получать проблемы. Украина сейчас — в одних трусах и, если начнет несанкционированный отбор газа, то просто оставит без трусов и Европу.

Мы упали до дна и думали, что это все, но в этот момент снизу постучали. Пока у нас не Дикое поле. Много ужаса, но это еще не полная анархия. Можно вспомнить худшие африканские примеры или Кампучию революционную. И на Украине все может быть гораздо хуже. Сейчас я не вижу, к сожалению, сил в самой Украине, которые бы взяли на себя ответственность и сказали, мы договоримся с Донбассом, мы выстроим взаимоотношения с Россией.

А главное — США заинтересованы в обострении ситуации и развязывании войны с Россией. Они заинтересованы сделать незаживающую, незакрываемую рану, которая будет мучить и Украину, которая может погибнуть как страна, и Россию.

Беседовала Инна Новикова

Читайте также:

Спецкор Pravda. Ru: иная Украина

Алексей Пушков: Украина разрушит Евросоюз

Николай Работяжев: Украина застряла в своем болоте, а Европа начинает прозревать

Владимир Вельман: Украина живет в страхе

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *