Андрей Лубенский: Украинский Бюджет Как финансовая база избирательной кампании

В среду 13 декабря Верховная Рада должна решить, быть ли Украине с бюджетом-2002. Вообще-то, решение следовало принять еще до 1 декабря, но слишком тугим оказался узел противоречий. Сначала депутаты не проголосовали за бюджет во втором чтении (собрав 215 голосов вместо необходимых 226), затем второе чтение... перенесли. Как раз на 13-е, в чем некоторые суеверные аналитики увидели даже дурное предзнаменование. Кстати, повторное второе чтение вообще не предусмотрено Бюджетным кодексом. И, тем не менее, перенос состоялся.

Противоречия условно можно разделить на две группы. Одни лежат на поверхности, другие всплывают в кулуарах. Из тех, что на поверхности — спор вокруг приватизационных средств. Бюджетный комитет парламента предлагает включить в доходную часть деньги от приватизации, дабы направить их затем на социальные нужды. Правительство категорически против, аргументируя свою позицию недостижимостью заявленных сумм, печальным опытом недобора в прежние годы и необходимостью прекращения практики «проедания» денег, поступающих от приватизации. Оппоненты Минфина утверждают, что если приватизационные миллионы не израсходовать на социалку, то олигархические кланы и власть найдут им другое применение — выборы стоят денег, их где-то надо взять… В общем, по словам члена Бюджетного комитета, координатора парламентской фракции Украинского Народного Руха Валерия Асадчева, «главная причина непринятия бюджета состоит в том, что правительство хочет спрятать в бюджете средства от приватизации в размере приблизительно 1,5 миллиарда гривен».

Но есть и другие причины, о которых говорит в основном оппозиционная пресса. Все они определяются политическими факторами.

Правительство говорит о тотальной нехватке средств, а в ответ слышит вопрос: где же результаты «неслыханного» роста экономики, о котором неустанно трубит официальная статистика? Например, по информации Кабмина, рост промышленного производства за 11 месяцев текущего года составил на Украине 15,4%, что является самым высоким показателем среди стран СНГ. А денег все равно нет?

Лидер фракции «Реформы и порядок» Виктор Пинзеник указывает на то, что недофинансирование социальной сферы приведет к снижению темпов роста внутреннего потребления, а это ударит по производству. Но кого (во власти) это может интересовать перед выборами?

Глава Бюджетного комитета Александр Турчинов подсчитал, что от народа «спрятали» 10 миллиардов бюджетных гривен — подозревают, что на проведение избирательной кампании. Сначала любым путем остаться во власти, все остальное — потом. Иначе чем, действительно, можно объяснить отсутствие какой-либо связи между ростом ВВП и благосостоянием украинцев?

«А у Кучмы свой личный интерес, чтобы в следующем году украинцам не было лучше, — считает обозреватель оппозиционных «Граней» Ирина Погорелова. — Это должен быть пример для них, как плохо влияет на державу избирательный процесс, как дорого обходится народу парламент и демократия вообще». Что до пропрезидентских блоков и партий, то им, по версии «Граней», не верится в собственный успех, потому они не хотят отдать деньги гражданам легально, через пенсии и зарплаты, но рассчитывают на эти же деньги купить голоса…

Премьер Анатолий Кинах, кстати, перед голосованием по бюджету заявил о вхождении в «блок Кучмы» — «За ЕдУ!». И воспринимался депутатами, по словам В. Асадчева, уже не как чиновник, а как политическая фигура, что и отняло у проекта бюджета несколько десятков голосов. А член фракции УНР Иван Полюхович прямо заявил, что «в проекте бюджета на 2002 год заложено около миллиарда гривен на финансирование избирательной кампании одной из пропрезидентских сил». Какой именно? Да вот этой самой — «За ЕдУ!»…

Конечно, о выборах думают не только пропрезидентские силы. «Парламенту очень нужен бюджет как финансовая база избирательной кампании, — отмечает орган Соцпартии газета «Товарищ». — Но левые фракции не могут проголосовать «в целом» из принципиальных соображений. А блок «За ЕдУ!» немного меньше зависит от утверждения финансового плана, поскольку построен на структурах государственно-бюрократического аппарата. Исполнительной же власти задержка с бюджетом, кроме понятных минусов, дает и некоторые плюсы, — например, возможность самостоятельно определять приоритеты в финансировании».

Так что с уверенностью прогнозировать итоги голосования по бюджету 13-го числа мало кто возьмется. Хотя большинство наблюдателей склоняются к тому, что проект все же будет принят — может быть, даже без третьего чтения, сразу «в целом». Как пишет «Товарищ», депутаты могут пойти на это, «чтобы не раздувать новый скандал».

Андрей Лубенский

ПРАВДА.Ру

Украина

Ссылки по теме:

«Грани»

«Товарищ»

Украинский Народный Рух

Верховная Рада Украины

Министерство финансов Украины

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить