Итоги переговоров в Минске Путина, Меркель, Олланда, Порошенко по ситуации на Украине

Военного решения нет, а мирного Киев не видит

Под непрекращающийся обстрел городов и сел Донбасса прошли очередные мирные переговоры в Минске. Результаты минских переговоров не очень хорошие. Создается впечатление, что у конфликта на Украине нет никакого выхода: ни военного, ни дипломатического. В эфире видеоканала Pravda. Ru свое мнение высказал доктор политических наук Андрей Кошкин.

— Андрей Петрович, почему возникла необходимость в новых переговорах? Прежние соглашения не выполняются? Достигнуты ли реальные результаты на этих переговорах?

— Дело в том, что чрезвычайно динамичное развитие ситуации в центре Европы, я бы сказал, в сердце нашей планеты, связанные с событиями в Украине, требует постоянного мониторинга и осмысления. Соглашения, которые были подписаны в начале сентября прошлого года, на мой взгляд, были первой ступенью для того, чтобы разрешить такой серьезный конфликт, допущенный мировыми лидерами и общественностью.

— Теперь конфликт на Украине уже запущен до такого состояния, что это вызывает у лидеров опасения, как он будет разрешаться. Часть из них склонна к тому, чтобы он шел по пути силового разрешения. В центре Европы, в центре цивилизованной части земного шара, и мы не в состоянии мобилизовать силы мира для того, чтобы предотвратить развитие негативных сил войны.

— Это, естественно, озаботило всю общественность, и на сегодняшний день те шаги, к которым взывала, прежде всего, Москва, наш президент, возымели положительную реакцию, переговоры состоялись. Но у меня создается впечатление, что лидеры ведущих стран не совсем понимают глубинные процессы, которые надо учитывать, чтобы этот непростой конфликт, который имеет не один год и не одно десятилетие причин своего развития, можно и нужно было разрешить в интересах мира и добра.

— Что они не понимают, конкретно?

— Динамика была упущена. Они выстроились со стороны официального нынешнего руководства Киева и не пытались вникнуть в положение юго-востока Украины — даже не собирались разбираться. Ведь когда были лозунги, что юго-восток не заслуживает человеческого отношения, то никакого интереса у них не было, глубинного исследования не проводилось цивилизованной Европой. Все выходило в одностороннем порядке, защищались некоторые интересы.

— То есть они не понимают, что Украина совершенно расколота, и надо решать эту проблему?

— Я бы не сказал, не понимают. Просто есть четко выраженная линия ангажированности. Только сейчас, когда уже ситуация доведена до крайности, начинается некий разворот в сторону исследования проблемы. А необходимы уже решения. И надо понимать, что такие сложнейшие вопросы в стране, между странами наскоком не решить.

Нужна серьезная постепенная проработка вопросов для того, чтобы были учтены интересы всех участников, и эти интересы не были реализованы за счет других. Это мы сегодня читаем во всех книгах, в современной прессе, мы учим в колледжах и университетах. Но одно дело — рассматривать теоретически, и совсем сложно — решать практически, даже в центре цивилизованной Европы, которая имеет опыт ужасных мировых войн в прошлом столетии.

— Запад пришел к мысли, что нужно сажать за стол переговоров Донецкую и Луганскую народные республики?

— Цивилизованный подход на Западе сейчас начинает возобладать. Раньше были пропагандистские штампы. Официальный Киев поддерживали Соединенные Штаты Америки и основные европейские государства. Он рассматривался как режим, который обеспечивает процветание государства, а сопротивление на юго-востоке трактовалось как незначительное, не сегодня-завтра все будет нормализовано.

На мой взгляд, Россия смогла открыть всему миру свою позицию. Хотя ей пришлось нелегко — мы получили не одну волну санкций. Но не решаются сложнейшие вопросы так быстро и односторонне, как бы хотелось сильным мира сего. Нужно учитывать интересы всех. Эти вопросы смогла Россия поднять, и я искренне рад тому, что пошли встречи, обсуждения.

— После недавней встречи с Ангелой Меркель Барак Обама невесело выглядел и сказал, что отложит вопрос о поставках оружия Украине. Меркель сказала, что нужно сделать ЛНР и ДНР легитимными сторонами. Как вы думаете, она сумела убедить Обаму, что нужно учитывать интересы жителей Донбасса?

— Ответ президента Соединенных Штатов Америки свидетельствует о том, что руководство призадумалось. Судя по всему, в Соединенных Штатах Америки столкнулись силы, которые за и против серьезного рассмотрения этого вопроса — за силовое и дипломатическое решение с учетом пожеланий Европы. Ведь какой начался ажиотаж и в прессе, когда Ангела Меркель посетила Соединенные Штаты Америки. Еще до начала встречи в Минске шло жесткое противостояние — нужно или не нужно учитывать интересы всех частей Украины.

Конечно, Россия начала отстаивать свои интересы. Вот они и считают, что Россию надо поставить на место. Россия вдруг подняла голову, после того как 25 лет, скромно склонив голову, принимала все решения в мире, уступала то, что завоевал Советский Союз.

А сейчас мы проводим самостоятельную политику. Это никому не нравится, особенно Соединенным Штатам Америки, которые привыкли диктовать условия развития Европы, сама Европа привыкла смотреть в сторону сильного и порой даже решать под их диктовку внутренние вопросы.

По западной прессе уже больше месяца гуляет якобы новый минский план Путина, предложенный Меркель и Олланду, но только вот сейчас они созрели для того, чтобы их обсуждать. Этот план, пишут западные аналитики, состоит в следующем: Запад признает Крым российским, прекращение огня и отвод на 70 километров тяжелой артиллерии, признание самостоятельности ДНР и ЛНР в административных границах Донецкой и Луганской областей и, возможно, введение миротворческого контингента. Как вы оцениваете вероятность существования такого плана? В принципе, это логично и нормально, с вашей точки зрения?

— Логично и нормально, потому что эти предложения нацелены на установление мира там, где сейчас льется кровь, притом кровь мирного населения. Конечно, много надо прорабатывать и конкретизировать со всех сторон. Ведь надо учитывать, что идет вооруженное противостояние, убивают людей. Просто сказать: а теперь вы живите дружно по приказу — это и бесчеловечно, и нереально. Нужно создать условия, чтобы раны человеческой обиды затянулись, а затянутся они тогда, когда будет строительство жизни. А сейчас продолжается противостояние жесткое, погибают люди, разрушаются их дома.

Сейчас надо найти все силы и Европы, и пусть подключаются США, чтобы развести эти стороны, которые на сегодняшний день проливают друг друга кровь, чтобы они занялись созидательным трудом, ведь столько проблем сейчас. Юго-восток — весь разбит, надо его поднимать.

У Киева — ситуация тоже не из лучших, все было направлено на ведение войны, а на созидание ничего не оставалось. Я думаю, с годами, с десятилетиями, затянутся обиды, и при цивилизованном подходе эти две части Украины будут созидать будущее страны. А сейчас надо просто остановить смерть на юго-востоке.

— Вы считаете, это реально?

— Реально. Нужно только отвести войска, развести на 70-50 километров. Такое расстояние выстраивается, чтобы не применялась артиллерия. Сейчас ввели пограничные посты, теперь жители Донбасса просто не могут пересечь границу. То есть многих людей оставили без пенсий и пособий — без средств к существованию.

Здесь надо прорабатывать очень много серьезных экономических, социальных вопросов, которые бы создали возможность развития и жизни, нормальную жизнь на юго-востоке Украины. Я уверен, что при четко выверенной позиции из Киева, раз это все — единое государство, с годами затянутся раны и будут найдены точки соприкосновения для того, чтобы успешно сотрудничать во всех областях.

— Позвольте мне с вами не согласиться. Фактология показывает, что ни со стороны Порошенко, ни со стороны Захарченко и Плотницкого нет стремления налаживать такой диалог. Возьмем хотя бы предложение Меркель о том, что нужно провести выборы в ДНР и ЛНР согласно конституции Украины. Тогда признают их легитимным и будут с ними общаться. А как это вообще возможно?

— А зачем настаивать опять? А, может быть, созидать сейчас новую форму проведения выборов? Идти по пути шаблонов — вот надо так провести, мне кажется неправильно. Надо искать новые формы с учетом той ситуации, которая сложилась. Нужны новые толерантные формы. У меня такое впечатление, что Киев жестко ставит вопрос: в центральное подчинение, и все будет, как мы говорим, все законы наши, или же мы сейчас зачистим вас.

— У него не получается зачистить.

— А не получается! Тогда давайте цивилизованно искать пути возможного сосуществования для начала, а потом и взаимовыгодного развития этих частей государства. Я уверен в этом. Но нужны новые подходы. Нужно идти по пути мира и созидания.

— Посмотрите на состав Рады, послушайте Порошенко! — Россия- агрессор, введу военное положение, украинский язык — единственный государственный, только унитарная страна и так далее. Что бы было возможно хотя бы более-менее нормальное перемирие Порошенко должен сказать совершенно противоположное. — Федеративное устройство Украины, два государственных языка, снятие экономической блокады, прекращение обстрелов городов. Вы реально представляете Порошенко, говорящим такие слова? Это просто нереально!

— Это не решить таким путем. Не решить. Надо дать самостоятельность. Развести войска и дать возможность самостоятельно развиваться двум территориям одного государства. На сегодняшний момент я не вижу другого пути. Потому что Киев агрессивно настроен подмять под себя всю территорию, а юго-восток не согласен. Киеву надо успокоиться и начинать выстраивать экономические отношения с юго-востоком, где на самом деле есть серьезный потенциал и производство.

Насколько сегодняшняя власть Украины в состоянии согласиться? Ведь партия войны не позволит. Они настроены только на подчинение юго-востока. Но это не пройдет.

Поэтому надо развести стороны. Надо развести и дать возможность им развиваться самостоятельно, а не пытаться подмять друг друга. Можно и нужно формировать условия проведения необходимых выборов и соответствующих процедур, которые бы позволяли юго-востоку самостоятельно создать необходимую базу для развития этой части страны. Вот о чем идет речь. Пусть она разовьется самостоятельно. У нее огромный потенциал.

— Ответьте, пожалуйста, вы верите в политическое разрешение, или все-таки ситуация будет разрешаться военным путем? Вот просто честно…

— Я честно говорю: из проблемы нет военного выхода.

— Что нет выхода — это мы все говорим, только понимаем, почему-то по-разному. Но надо учитывать реалии: наступление под Дебальцево, продолжающиеся обстрелы городов, позиции диаметрально противоположные… Никакого консенсуса там нет и не просматривается. Вы верите, что мирные договоренности будут реально выполняться?

— Надо, чтобы была возможность реализации. Я уверен, что возможно все это сделать, развести, отойти от агрессии. Но ведь Киев нацелен на то, чтобы подмять эту территорию. А не получается. Так давайте разведем, есть же возможность, обозначается эта линия, дадим возможность самостоятельно развивать. Это тоже не так просто.

Но нужно, чтобы перестали гибнуть люди. Тогда начнется поиск решений для того, чтобы созидать мирную жизнь. Там же тоже не так все просто, ведь настолько инфраструктура завязана: а где искать деньги, как наладить производство? Там же люди сейчас не могут получить элементарно пенсию для существования на юго-востоке.

— Вся проблема, видимо, что просто Обаме и его администрации невыгодна сильная Украина, им важен здесь постоянный пояс хаоса, который будет дестабилизировать Россию.

— В общем-то, для Соединенных Штатов Америки это естественно. Им не нравилось, как дружила Европа с Россией, как они выстроили отношения, как были заинтересованы, реализовывали много совместных проектов, так хорошо подружились… Естественно, сильная Европа совместно с Россией — не была интересна для Соединенных Штатов Америки. У них свои задачи геополитические, у них своя концепция.

Европейцы уже много поняли, они несогласны, но тут все не так просто. В НАТО Соединенные Штаты вкладывают более 70 процентов, до 80 доходит. А кто платит, тот и заказывает музыку. Этот кровоточащий узел развязывать надо, и Россия делает все возможное для этого. Конечно, США просто выгодно обескровить Россию, создавать на ее границах прецедент, который бы постоянно размывал, разрушал экономически и нравственно.

И я уверен, что будет непросто, не так быстро. Но все-таки сейчас разворачивается вектор на созидание, а до этого смотрела стрелка только на разрушение. Быстро это не решится. Нужны усилия со всех сторон.

Читайте также:

Яценюк: Наша цель — подчинить Луганск и Донецк украинской власти

Дарио Тамбуррано: Европейцы хотят избежать войны с Россией

Депутат Новороссии: Ополчение не отдаст Дебальцевский котел

Запад готовит Порошенко к ликвидации

За что боролись в Минске. За "Мистрали"?

Автор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Последние материалы