Интервью Дмитрия Абзалова на тему украинского кризиса

"Запад уже начинает слив Украины"

Украина переживает тот исторический этап, который Россия прошла в 90-е (отличия, безусловно, есть: фашизма и нацизма у нас не было). Так, на Украине процветают рейдерские захваты, в которых принимает участие даже президент страны. Об этом главному редактору Pravda.Ru Инне Новиковой рассказал глава Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов.

— Если бы Москва поставила целью участвовать в вооруженном конфликте на юго-востоке, этот бы конфликт закончился очень быстро. Дойти до Киева, условно говоря, можно было бы в течение дня. В этом нет необходимости. Также, плюс ко всему, уровень влияния на ополченцев у России тоже достаточно ограничен. Очень сложно убеждать людей садиться за стол переговоров, если киевские власти постоянно переговоры срывают, а договоренности не выполняют.

По развитию конфликта Украины с Донбассом сейчас есть два сценария. Сценарий первый, негативный: возобновление вооруженных действий. Он невыгоден обеим сторонам, но больше проиграет Украина, потому что вооруженное противостояние — это опять удар по экономике. Теперь уже кредиты не помогут, хотя и раньше-то не помогали.

Украине надо в этом году выплатить кредиторам 11 миллиардов, а кредитов обещают 10 миллиардов. То есть надо выплатить по кредитам больше, чем их придет в самом лучшем случае.

— Если все разрушено, ничего не работает, то деньги брать неоткуда.

— Да. И причем часть денежных средств пойдет на оплату газа, часть необходимо направить в золотовалютные резервы. Но без стабилизации экономики можно вкачивать хоть триллионы — как в случае с Грецией, это не поможет. Тем более в случае вооруженного конфликта. Порошенко примерно понимает это, но, как обычно, пытается сделать вид, что все идет успешно и по плану.

— Говорится, что война все спишет. Этот вооруженный конфликт может как-то снивелировать финансовые проблемы? Могут Киеву что-то списать?

— Нет. Гражданская война только разрушает. Основная часть промпроизводства находится на территории юго-востока или связана с ним. Там — основная экономическая часть. Порошенко, хотя он фактически принизил цифры, но примерно масштаб трагедии обозначил.

Более 25 процентов промпроизводства рухнуло. Оно остановилось и в ближайшее время не запустится. А 10 процентов промышленного производства на Украине просто уничтожено. Сами объекты уничтожены. Но это еще не все проблемы. Ведь остальные 75 процентов связаны с этими 25.

Угля нет, коксохимические комбинаты встали, металл не производится, трубопроката и остальных металлоизделий нет. Все связи порушены. У предприятий колоссальные задолженности. Существует подозрение, что Порошенко восстанавливать промышленность и не собирается, а пытается сыграть на таком фронтире борьбы с Российской Федерацией и выбивать деньги у Запада в течение нескольких лет.

Но экономика Украины не выживет в этой схеме. На Украине вообще творится беспредел. Силовые структуры людей арестовывают, похищают, убивают.

Сейчас появляются данные по поводу нарушения прав человека на Юго-Востоке. Запад уже понемногу начинает слив Украины, как было в свое время с Грузией.

Постепенно ситуация будет стабилизироваться. Все забудут Украину. Трагедия будет заключаться в том, как и с чем Украина из этого выйдет? С потерей территорий, которые уже нельзя будет вернуть после вооруженного конфликта. Люди Донбасса не будут жить вместе со своими убийцами. Даже если будет федерализация, то она все равно перейдет в конфедерацию, а потом в полное отделение.

— На Украине ведь даже без войны раздрай со всех сторон — гуляй-поле. Уже на государственном уровне конфликт между Порошенко и Коломойским стал публичным. Опять же из-за собственности и власти?

— Во-первых, там идет то, что у нас было в 90-х годах. Есть ли решение суда или нет, вооруженные группы приходят и разбираются, кто сильней, тот выносит вместе с креслом руководителя. А на следующий день может все повториться. Происходит другой штурм, выносят нового руководителя и вносят прежнего руководителя вместе с тем же креслом. Там это уже распространенная практика.

Недавно была такая ситуация с Оболонью. Два батальона друг с другом бодались с использованием боевых гранат. Сначала туда пришел ЧОП Порошенко. Представьте: частное охранное предприятие, связанное с президентом!

Они штурмуют объект. Выносят оттуда руководство. В ответ приходит губернатор, штурмует объект. К нему приходит министр внутренних дел. И после этого все продолжается по новой… В "Укратранснафта" топ-менеджмент под различными предлогами слил всю техническую нефть, потом ее продали. Но интересна сама ситуация. Техническая нефть — это то, что необходимо, чтобы нефтепровод в принципе функционировал.

Народ боится. Потому что сейчас придет Коломойский и скажет, что "Порошенко до этого подписал неправильно, что-то не очень мне нравится, будем заново подписываться".

В последнее время Порошенко вообще ходит по всем граблям, которые раскиданы у него на огороде. Если у вас сложная экономическая и политическая ситуация, вы должны об этом говорить, а не делать вид, что все прекрасно. Социальное давление возрастает, а заявление Порошенко в Борисполе?! Люди часто выходят протестовать по экономическим соображениям, к политике вообще никакого отношения не имеющим. Что делает правильный президент? — Приезжает, говорит: давайте разберемся, пытается как-то решить вопрос. А там увольняемых, всех недовольных экономическими проблемами людей, которым жить не на что, объявляют врагами.

— Чем объясняется желание Порошенко принять участие в решении проблемы Приднестровья?

— Давно уже Украина участвует в разрешении приднестровского конфликта — путем экономической блокады Приднестровья. Уже где-то полтора года. Порошенко необходима success story — история успеха, урегулирование. С Донецком не получается, ну давайте, может быть, хотя бы про Приднестровье поговорим.

Молдова очень сильно опасается схемы Донбасса, тем более что в Приднестровье удалось сохранить мир. Там войны нет. Там были столкновения, но не очень большие. Экономически потенциал Приднестровья и Молдовы удалось сохранить. Там никто целенаправленно, из артиллерии не уничтожал экономические объекты и жилые дома.

Со своими советами в чужие монастыри ходить не стоит. Понятно, что это политический выход, попытка снивелировать свои многочисленные катастрофические внутренние провалы, отвлечь внимание от обвинений, которые в отношении президента высказываются на Украине.

Сейчас там, на самом деле, идет очень серьезный конфликт коррупционный. Там вспоминают, что Порошенко вообще обещал свои активы продать, но что-то он ничего не продал. В России его бизнес продолжает работать. Порошенко еще увеличил в Липецкой области выпуск кондитерских изделий. А информационный канал ему кто-то мешает продать?

— Так он обещал и по тысяче гривен каждый день платить солдатам.

— Так лучший способ не платить — их в Дебальцево или других местах оставить. Каждую неделю ходят к администрации президента, минобороны, министерству внутренних дел реально с боевыми гранатами, боевым вооружением, пытаются двери выламывать и тому подобное. Уже к посольству США выдвигаются. На Украине нет такого института, который бы объединял страну. Единственным был институт президентства. Сейчас он под большим сомнением. Должен быть определенный уровень поддержки. А его нет.

Потому что настоящий президент должен быть депонентом соглашения. Он должен соглашение держать. Если с ним договаривались, он должен исполнять. Он не должен популизмом страдать. На самом деле политическая власть Украины сейчас находится в сложном положении. Она сама себя вогнала в это состояние. И нынешняя власть ведет Украину в никуда.

Читайте также:

"Забрать Донбасс" — игра Яценюка против Порошенко

Яценюк посоветовал Меркель готовиться к войне

Олигархи Украины: кто кому свернет шею

"Донбасс чреват столетней войной"

Интервью к публикации подготовил Юрий Кондратьев

Беседовала

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *