"Фаина": три "неприятных" вопроса украинским властям

Груз судна "Фаина", которое находилось в плену у сомалийских пиратов более четырёх месяцев,  вызывает много вопросов. Кому предназначалось находившееся на борту украинское оружие? Кто является владельцем этого "арсенала"? Имело ли место нарушение эмбарго ООН на поставки оружия в Судан?

Грузовое судно «Фаина» под флагом Белиза, принадлежащее панамской компании Waterlux, выполняло коммерческий рейс из порта Октябрьск (г. Николаев, Украина) в порт Момбаса (Кения). Грузоотправителем являлась государственная украинская компания «Укрспецэкспорт», которая отправила на «Фаине» груз на сумму больше 100 млн долларов.

В трюмах «Фаины» находятся: 33 танка Т-72М1 и Т-72М1К; шесть комплектов 14,5 мм зенитно-пулеметных установок ЗПУ-4 с запасными инструментами и принадлежностями (ЗИП); 150 комплектов гранатометов РПГ-7В с ЗИП; шесть единиц боевых машин БМ-21 «Град»; 8 тыс. 788 единиц 125 мм боеприпасов ВОФ-36; 5 тыс. единиц 125 мм боеприпасов ВБК-10; 18 тыс. 490 штук изделий 4С20 (комплекты элементов динамической защиты танков).

Читайте: Украинское оружие "всплыло" на Шри-Ланке .

25 сентября 2008 года судно было захвачено сомалийскими пиратами в Аденском проливе. Пленниками корсаров стали  члены экипажа: 17 граждан Украины, трое россиян и один гражданин Латвии. Спустя несколько дней после захвата скончался капитан. Остальные моряки четыре с половиной месяца томились в жарких каютах под дулами автоматов, практически, без воды и еды.

Надежд на официальную власть Сомали не было никакой. Правительство страны не имеет реальных рычагов влияния на пиратов, который захватили «Фаину», поскольку на протяжении последних 20 лет пираты на территории Сомали серьезно укрепились, владеют значительными финансовыми средствами и различными видами вооружения.

Переговоры продолжались в течение нескольких месяцев. Родственники захваченных  моряков устраивали пикеты возле правительственных зданий в Киеве, но результата всё не было. Наконец, 5 февраля пираты отпустили «Фаину», получив выкуп. Они запрашивали 30 миллионов долларов, но получили 3 миллиона 200 тысяч. Это самый большой выкуп в истории современного пиратства.

Читайте: Как Ющенко "усваивал" оружейные миллиарды .

Груз Минобороны Украины официально предназначался для Кении. Но ещё осенью 2008 года американские СМИ (со ссылкой на представителей армии США) распространили информацию о том, что танки на украинском судне предназначались для Южного Судана. В их распоряжении оказалась накладная, в которой содержатся данные о том, что контракт на поставку танков был заключен Кенией от имени правительства Южного Судана.

Кения утверждала и продолжает утверждать, что получателем танков является Минобороны страны, однако в контракте содержится аббревиатура GOSS, которая, по свидетельству военных источников, расшифровывается как «Правительство Южного Судана» (Government of South Sudan).

Следует пояснить, что в Судане, который граничит с Кенией, долгие годы идёт война. Богатые нефтью южные провинции, населённые христианами, ведут вооружённую борьбу за отделение от мусульманского Судана. Жертвами этой войны стали сотни тысяч человек. В связи с этим ООН ввела эмбарго на поставки оружия в Судан. А Украина, возможно, нарушила этот запрет.

Не до конца ясна в этой истории и роль США. Известно, что американцы включили правительство Судана в «ось зла» и оказывали содействие южным провинциям, мечтающим об отделении. Референдум об отделении Южного Судана назначен на 2011 год. В то же время, компрометировать себя поставками оружия в обход запрета ООН не хотелось. Так что можно предположить, что роль такого торговца они отвели своим союзникам с Украины.

Не исключено, что американцами отслеживался весь процесс поставки оружия – от отгрузки и до момента захвата. А когда стало понятно, что Украина «влипла», тут и появились американские фрегаты. Американское командование, вероятно, поспешило свалить с себя вину и переложить её на Украину. А Украине за нарушение эмбарго ООН грозят санкции.

Теперь предстоит выяснить, кому же принадлежал груз на борту «Фаины». По документам судовладельцем является гражданин Израиля Вадим Альперин. В то же время, еще в октябре 2008 года в ряде СМИ появились публикации (со ссылкой на Службу безопасности Украины), что настоящим судовладельцем "Фаины" является замминистра транспорта Украины Игорь Урбанский. Правда, доказательств привести не удалось, а пресс-служба министерства транспорта категорически опровергла причастность чиновника к контрабанде оружием.

"Слив" этой информации, возможно, явился продолжением борьбы в высших эшелонах власти Украины. Дело в том, что СБУ контролируется сторонниками Виктора Ющенко, а Минтранс Украины подчиняется Юлии Тимошенко. Но точно известно, что монополистом на торговлю вооружениями на Украине является государственная компания "Укроборонэкспорт", которая настаивает, что груз "Фаины" предназначается законному правительству Кении.

По всем этим поводам должны дать объснения президент Ющенко и министр обороны Юрий Ехануров, которые заверяют своими подписями все документы о поставках оружия.

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить