Долговая яма: Украина продаст последнее достояние

Разорвав экономические связи с Россией, Украина уже через три года окажется в ситуации, когда нечем будет оплачивать долговые обязательства страны. Но расплачиваться-то Киеву придется. Тем более что украинские государственные долговые обязательства скупил фонд Ротшильдов.

Прошли те времена, когда Запад перетаскивал Украину в "Восточное партнерство" за счет России. То есть при сохранении экономических связей между ними, что обеспечивало Украине развитие промышленности и огромные транзитные сборы для пополнения казны. Однако государственный переворот в Киеве привел к власти националистов, которые эту западную тактику свели на нет своими непродуманными действиями. Пострадала от этого, конечно, и российская экономика, но Россия быстро переориентировалась. Она уже имела такой опыт, вспомним постепенное освобождение от портовых хозяйств и транспортной инфраструктуры Прибалтики.

Для Украины же потери были огромны (ВВП за последние три года уменьшился в три раза). Как пишет бывший премьер Украины Николай Азаров на своей странице в ФБ, выплавка стали упала в два раза, производство продукции химической промышленности — в 1,8 раза, объемы машиностроительной продукции сократились на 46%. А это те отрасли, которые обеспечивали Украине экспорт.

Надежда на превращение Украины в аграрную державу не оправдалась: как в такой державе могут стоять два тракторных завода? И хотя доля сельхозпродукции в экспорте растет, но в номинальном выражении — падает. Главная причина — резкий обвал промышленного экспорта и внешней торговли в целом.

Что же пока остается у Украины для получения стабильного дохода? Это транзитные "дармовые деньги", но и их Киев уничтожает как класс. Из-за неплатежеспособности, воровства, шантажа Россия вынуждена отказаться от всех видов транзита через Украину.

Какой транзит теряет Украина?

Это, прежде всего, транзит газа. На этом страна к 2020 году потеряет около 2,5 млрд долларов. Затем — транзит аммиака по трубопроводу Тольятти — Одесса. Еще недополученные примерно 1,5 млрд. Это автомобильный и железнодорожный транзит с потерями миллиардов долларов таможенных и иных сборов. И это только прямые убытки. Не учитываются потери рабочих мест, сопутствующих производств, например, угасание портовых хозяйств, перевалочных железнодорожных станций, линий электропередач, складов, насосных станций, которым необходимо будет найти новых клиентов. Но они не появятся. Этому будет препятствовать низкий инвестиционный рейтинг Украины и военные действия на востоке.

Вопрос: может быть, Запад поможет Украине нажать на Россию и сохранить транзит или восполнить его своим? Реальность не очень оптимистична. Анкара и Берлин и не думают отказываться от строительства "Северного" и "Турецкого" потоков. Частный европейский бизнес, которому США угрожают санкциями за "Северный поток-2", может поступить как фирма Total, которая для своего выгодного газового проекта на Ямале нашла китайские источники финансирования.

Киев ведет переговоры с Баку об использовании нефтепровода Одесса — Броды, но это не восполнит утраченных доходов. Можно было бы понадеяться на Восток (например, на Китай и его "Новый шелковый путь" стоимостью 124 млрд долларов). Но на последней конференции 14-15 мая в Пекине было заявлено, что проект пройдет без участия Украины.

Чем платить долги?

При таких успехах "команды патриотов-реформаторов" возникает вопрос: а чем платить по растущим долгам? Уже в мае, по данным Минфина Украины, совокупный государственный (прямой и гарантированный) долг достиг 74,68 млрд долларов. Это более 82% ВВП (безопасный рубеж — 60%).

Украине до 2020 года предстоит выплатить более 20 млрд долларов долга и проценты по нему, говорится в пресс-релизе рейтингового агентства Standard & Poors. А потом ежегодный платеж будет составлять 10-13 млрд долларов в год.

С учетом того, что транзитные деньги иссякнут с 2020 года, этот год является для Украины рубиконом, который она вряд ли сможет преодолеть самостоятельно. Кого же призовут на помощь?

Кредитные организации уже сейчас отказываются продолжать сотрудничество. Известно, что долги Украины собирает фонд Ротшильдов Franklin Resources (скупая сельхозугодья), поэтому в при ее неплатежеспособности будет повторена попытка принять закон о приватизации земель.

На этот раз закон точно примут, и стране можно будет распроститься с последним национальным достоянием — черноземами. Снятие моратория на продажу земель сельскохозяйственного назначения способно стать "политическим самоубийством" тех, кто останется у власти в Киеве в ближайшие два года.

Оппозиционные партии уже заявили о готовности вывести людей на улицы. Смогут ли они это сделать, мы скоро увидим. Но и смена власти не решит проблему сразу: понадобятся годы, чтобы вернуть утраченные позиции.

Автор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *