Сергей Филатов о годовщине воссоединения Крыма и России и войне на востоке Украины

"Донбасс чреват столетней войной"

 

В гостях у видеоканала Pravda.Ru побывал политобозреватель журнала "Международная жизнь" Сергей Филатов. Главной темой интервью стала годовщина воссоединения России и Крыма. Сергей Филатов рассказывает о том, как НАТО с Яценюком планировали базу в Крыму, почему Украина обречена как государство и насколько высока цена независимости Новороссии.

 - Сергей, годовщина воссоединения Крыма и России стала поистине всенародным праздником. Как это происходило? Каковы главные итоги этого события?

 - Крым убедительно доказал, что он русский, там настоящий русский дух. Я был год назад на референдуме в Севастополе и Симферополе. Я почувствовал там ни с чем не сравнимый душевный подъем. Просто фантастическое ощущение русскости! И вместе с возвращением Крыма в Россию возвращается русский дух, который там был сохранен.

Мои крымские друзья говорили, что, по рассказам стариков, такой душевный подъем был только 9 мая 45-го года во время Победы в Великой Отечественной войне. Люди целовали бюллетени на участках для голосования, крестили их, опуская в урны, на улицах обнимались, целовались, поздравляли друг друга. Вот, что такое был Крым год назад.

Геополитическое значение очень велико. Если бы Крым не вернулся в Россию, то, по некоторым данным, уже в мае в Крыму могли появиться войска НАТО, прежде всего американские. Следующий ход — вытеснение нашей базы из Севастополя. А подлетное время из Крыма до центральной России, в том числе до столицы, несколько минут.

Все это американцы хотели сделать еще до выборов президента Порошенко. Обратите внимание, как референдум в Крыму сначала был намечен на середину мая, день в день с выборами президента.

Затем поняли, что надо это делать срочно. Сначала на апрель его переназначили, а потом на 16 марта. Все было сделано просто стремительно. 12 марта я прилетел в Крым. Там была очень напряженная обстановка, были предположения, что могут быть вооруженные провокации. При мне обезвредили группу диверсантов, которая появилась прямо в Севастополе.

Посмотрите на Донбасс, вспомните 2 мая в Одессе. Бескровное воссоединение России и Крыма - это огромное достижение, потому что если бы этого не произошло, жертв могло быть очень много. "Правый сектор" уже в феврале начал отправлять "поезда дружбы" в Крым.

На Украине уже давно, а особенно после развала СССР, существовало три взгляда на перспективу. Крым всегда хотел домой в Россию. Западенцы, Правобережье, хотели в Европу. Юго-восточная часть, Левобережье Днепра хотели быть независимыми и от Киева, и от России. Донбасс давал примерно 30 процентов ВВП Украины. А Запад ничего не давал. Там крестьянские хозяйства, там ничего не происходит. Там нет реальной промышленности.

Фактически Донбасс кормил всю Украину, а западенцы называли Донбасс обидными словами. И в результате этот конфликт превратился в гражданскую войну.

— Почему Российская Федерация не приняла в свой состав Донбасс?

 - Нельзя. На Украине — 42 миллиона человек. Из них примерно половина очень хочет в Европу. А половина не хочет. Какие войска? Там начали бы стрелять из-за каждого угла в спину. Зачем нам это надо? Пусть сами разбираются. Восток хотел независимости. А независимость очень дорого стоит.

И вот сейчас они жизнями расплачиваются за то, что в конце концов получат свою независимость. Не знаю, в какой форме. Возможно, в рамках федеративного государства Украины или будет независимая Новороссия. Жизнь покажет, как будет развиваться ситуация.

Если бы Россия ввела войска, ссора продолжалась бы 100 лет. У меня достаточно раскрученный "Живой журнал", и читатели, в том числе с Украины, тоже самое спрашивали: Где русские? Почему не помогают? Я им отвечал: Сами ребята, сами. Вы сидите на диване, смотрите телевизор с пивком. А русский солдат должен что-то делать, свою жизнь за вас отдавать? Ничего подобного. Когда вы сами сделаете, вы поймете, что победа ваша.

— С Крымом тоже был вариант не принимать Крым в состав России, а идти по сценарию Южной Осетии и Абхазии. Возможно, тогда бы не было особенной конфронтации со стороны Запада. Почему мы не пошли на этот вариант, почему пошли на воссоединение?

 - Во время референдума в Крыму меня спрашивали: Россия нас возьмет? У меня лично не было впечатления, что через два дня после референдума Крым и Севастополь войдут в состав России. Но было не просто подавляющее большинство — было просто неимоверное стремление людей вернуться в состав России. Я полагаю, что сам ход референдума, мощный настрой, этот душевный подъем сыграли большую роль. Была фантастическая атмосфера: Мы возвращаемся домой. Это была главная фраза тех дней: Мы возвращаемся домой.

И Москва среагировала моментально. Я предполагал, что возможен какой-то переходный период. Но решение было принято сразу, как в Москве увидели, как это все произошло в Крыму. Все хотели домой. Просто нельзя было на это не откликнутся, не поддержать стремления людей. В России также была практически единодушная поддержка воссоединения с Крымом. Об этом говорят все опросы общественного мнения.

Конечно, есть и другие мнения. Молодежь за 20 лет, к большому сожалению, воспитана так, что не имеет цели и смысла. Для нее цена на какие-то товары важнее, чем судьба страны. Я полагаю, что возвращение Крыма в том числе, инициирует процессы кристаллизации жизненных ценностей, настоящих целей, понимания патриотизма.

России нужны цель и смысл. Национальную идею пытались найти в середине 90-х годов. При президенте Ельцине даже был совет по выработке национальной идеи. Но тогда еще ситуация не созрела. А сейчас ситуация начинает созревать. Не какой-то совет должен вырабатывать национальную идею. Она уже изнутри, из народа начинает подниматься. Патриарх и многие другие уважаемые люди об этом заговорили. И молодежь совершенно по-другому будет относиться к очень многим вещам, которые у нас еще впереди.

— Будем надеяться. Но сейчас — опять трудное время, кризис?

 - Сейчас — кризис, но и подъем будет. Это же все циклично. В 91-ом году — развал Советского Союза. Мы хотим капитализма, рынка, свободы… Мы вошли в капиталистическую систему, причем в систему чужую. А на этом рынке, как написано в любом учебнике средней школы, есть кризисы. В 98-м году, напомню, санкций не было, но был дефолт. То есть, государство расписалось в полной финансовой несостоятельности.

И тогда пришло правительство Примакова, Маслякова. Примаков Евгений Максимович был премьером. Масляков, бывший руководитель Госплана Советского Союза, стал первым замом главы правительства. Масляков-то прекрасно понимал, как экономика устроена, как надо все организовать. За девять месяцев это правительство дало 16 процентов роста. Все нулевые годы до 2008 шел разгон мировой экономики. Естественно, росла цена на нефть. Почти 10 лет Россия поднималась. Потом начался мировой экономический кризис. Но в принципе матрица, которая была заложена правительством Примакова-Маслякова, сыграла на 10 лет вперед.

— Но сейчас будет сложнее. Россия под угрозой отключения от мировой электронной финансовой системы

 - Swift только что позвал нашего представителя в cовет директоров — это раз. Во-вторых, создается китайская альтернативная система, в которую мы войдем. Туда уже и западные страны просятся.

Если Крым смотреть в отрыве от остальных процессов в мире, то мы ничего не увидим. А процессы, они протекают практически по всему миру. Вся южная часть Евразии горит.

На корейском полуострове — две Кореи. Дальше — спорные острова Южно-Китайского моря, из-за которых может война возникнуть. Рядом — раскаченный Гонконг. Теперь Мьянма бомбит Китай. Там уже неспокойно. Старые индо-пакистанские дела. Выше по карте — Афганистан. Дальше — Иран под санкциями. По соседству — "Исламское государство" на части территории Ирака и Сирии. Рядом — палестино-израильский конфликт.

Северней — уже Кавказ, который тоже пытаются раскочегарить. Еще западней — Ливия. Ближе к нам — уже в Европе — Приднестровье и Украина.

Практически везде что-то происходит. Никогда в жизни, в истории такого не было, чтобы вся южная конечность Евразии горела. Но есть и положительные тенденции. В середине лета в Уфе будет саммит двух гигантских мировых организаций. Шанхайская организация сотрудничества, куда входят Россия, Китай и некоторые страны Средней Азии. БРИКС: Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка. Шанхайская организация будет принимать решение о том, чтобы включить в свой состав новые страны. Туда хотят войти Индия, Пакистан, Турция, Иран.

Вы представляете, какой будет мощный кулак евроазиатских стран. Он опять же впервые в истории складывается. И к БРИКС многие хотят присоединиться.

— Какие сигналы послал Западу Путин в фильме про Крым?

— Путин говорит правду. Сейчас удивительное время — проявление всего: и хорошего, и плохого. Дипломатический, и международный политический язык, особенно с нашей стороны, стал очень открыт. Если раньше дипломаты старались какими-то округлыми фразами высказать свою мысль, то теперь Сергей Лавров говорит прямым текстом. И на Западе начали раскрываться, говорить, что думают. Запад говорит, что Россию давят санкции, Россия в изоляции. Но Россию поддерживает большая половина человечества.

А если Запад считает, что их санкции и изоляция с их стороны — это какое-то большое наказание, так они же больше страдают. Сейчас реально происходит раскол среди стран Евросоюза. Потому что убытки — уже 21 миллиард евро. Это их данные. Между прочим товарооборот между инициаторами санкций Соединенными Штатами и Россией за прошлый год вырос на 7 процентов. С Европой упал резко, вот у них и убытки.

— А на чем он так вырос?

 - Во-первых, это продажа авиации. Они нам "Боинги" продают. Во-вторых, это наши двигатели для американских тяжелых ракет. Вот рассказ о том, что американцы летали на Луну, проверяется очень просто.

Если у них тогда была техника, что они могли поднять ракету и загнать ее на Луну, куда она делась? Где двигатели, если они тогда были такие мощные? Что заводы рухнули? Такое впечатление, что санкции им нужны только рассказывать своей публике, как мы наказываем Россию. В Европе начинают это понимать. Поэтому решение о продлении санкций перенесли на июнь, потому что многие страны не хотят их продлевать.

Читайте также:

Украина была мачехой для Крыма

Украина - это Руанда эпохи геноцида

"Если бы не Россия, Крым бы утопили в крови"

Мэр Симферополя: Главное, что мы в России - остальное приложится

Как в России отметили годовщину воссоединения с Крымом

Подготовил к публикации Юрий Кондратьев

Беседовала

Читайте статью на английской версии Pravda.Ru

Автор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *