ЕС "санкционировал" права человека в Узбекистане

Евросоюз готовится отменить последнюю санкцию против Узбекистана. Речь идет об эмбарго на поставки ему оружия. Как заявил Совет Евросоюза, "Решение предстоит утвердить без дискуссии министрам иностранных дел стран ЕС 26 октября".

Напомним, что эти санкции (в добавление к упомянутому еще и запрет на поездки узбекских чиновников в страны Евросоюза) последовали в 2005 году, после того, как узбекские силовики в городе Андижане жёстко подавили массовые выступления недовольных правлением Каримова.

Правозащитники заявляли тогда о том, что в результате кровавого подавления "народного восстания" погибло порядка тысячи человек. Но узбекские правоохранительные органы называли совсем другую цифру: менее 200 человек.

Как бы там ни было, но отношение Запада к Ташкенту, которое до этого было вполне лояльным и сулило хорошие перспективы, резко испортилось. А когда узбекские власти отказались допустить к расследованию андижанских событий международных специалистов, режим Каримова был заклеймен как "диктаторский", и Евросоюз ввел против него санкции.

Они включали в себя ограничение поставок товаров военного назначения, были частично заморожены двусторонние переговоры, составлен "черный список", куда вошли 12 высокопоставленных узбекских чиновников, которым запретили въезд на территорию ЕС.

Для восстановления сотрудничества Ташкенту было предложено выполнить требования ЕС по соблюдению прав человека. Узбекским властям также предписали освободить из тюрем правозащитников и политических заключенных и, разумеется, допустить к расследованию андижанской трагедии европейцев. И вот сначала были отменены одни санкции, а теперь дело дошло и до последней.

Читайте также: Пойдет ли Узбекистан навстречу России? 

Что же, режим Ислама Каримова выполнил все требования Евросоюза? В Узбекистане с правами человека и с гражданскими свободами стало все замечательно?

Свое мнение "Правде.Ру" высказал руководитель сектора Средней Азии Института стран СНГ Андрей Грозин.

– Заявления ЕС о том, что режим Каримова стал более демократичным, являются просто отмазками. Европейская бюрократия сама не верит в то, о чем говорит. У меня есть личный опыт общения с высокопоставленными европейскими чиновниками, в том числе отвечающими за азиатское направление в ЕС.

Они-то оценивают ситуацию более трезво и не говорят о том, что в Узбекистане за пять лет что-то серьезно поменялось. И вот теперь Евросоюз вынужден, "теряя лицо", исправлять прежнюю, так сказать, ошибку. Всё это сопровождается гневными выпадами в адрес чиновников ЕС со стороны международных правозащитников, включая Humans Rights Watch.

Замечу, что эти санкции ЕС были введены из-за настойчивых предложений американцев. Которые, между прочим, сами к санкциям так и не прибегли. Более того, все эти годы - после андижанских волнений и расправ - вели с режимом Каримова консультации.

При этом внутриполитическая ситуация, в том числе с соблюдением гражданских и прочих свобод, в Узбекистане осталась такой же, как и пять лет назад. Никаких существенных изменений не случилось.

Да, Каримов сделал несколько эффектных для Запада жестов, вроде отмены смертной казни и либерализации уголовного кодекса. Но в таких странах, как Узбекистан, то, что написано на бумаге, и то, что происходит в реальности, очень сильно различается. Просто в ЕС считают, что в сложившейся обстановке игнорировать Ташкент непродуктивно. И повернули к размораживанию отношений.

Одна из причин в том, что эта страна является, как и Казахстан, региональным лидером. Ведь Узбекистан с его 27-миллионным населением - это больше половины от всей Средней Азии - представляет собой гигантский рынок сбыта. Поэтому не стоит удивляться, что сейчас туда идет активное проникновение европейских, в первую очередь, немецких фирм.

Кроме того, там немало сырьевых запасов, начиная с хлопка и кончая полезными ископаемыми, в том числе ураном и золотом. С другой стороны, введенные в 2005 году против Узбекистана санкции мало что значили в практическом плане. Покупателей узбекского сырья нашлось много и без европейцев.

Что касается поставок вооружений, то исчезновения европейского оружия, доля которого у узбекских силовиков составляла менее двух процентов, Ташкент попросту не заметил. Как и запрет на поездки в страны ЕС второразрядных узбекских чиновников.

Есть и другой немаловажный момент. Ташкент после введения против него санкций в качестве ответной меры

ЕС
ЕС "санкционировал" права человека в Узбекистане
также "попросил" со своей территории военные базы НАТО, включая американские. Это нанесло заметный ущерб действиям антитеррористической коалиции в Афганистане, поскольку база США в районе Ханабада позволяла эффективно поддерживать оперировавшие против Талибана войска.

Правда, вскоре после этого в Узбекистан пришли немецкие военные, обосновавшиеся в Термезе. И они очень рассчитывают на то, что Ташкент и далее разрешит им пользоваться своей территорией".

И очень важны среди узбекских полезных ископаемых, разумеется, крупные запасы газа. Важны в данном случае для ЕС и США. Потому хотя бы, что пока наполнять будущий газопровод Nabucco попросту нечем. Напомним, что именно его Запад планировал использовать для снижения зависимости от российского газа.

И неспроста некоторые западные эксперты заявляют, что введение санкций против Узбекистана тут же "толкнуло его в объятия России". С которой он уже заключил ряд взаимовыгодных контрактов, касающихся закупки Москвой узбекского газа.

Со всей очевидностью можно утверждать: в рамках большой геополитической игры за прикаспийские энергоресурсы Запад готов закрыть глаза на то, как ведет себя режим Каримова у себя в стране.

Читайте также:   Узбекистан избегает ссор, но не участвует в КСОР

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить