Мы строили-строили, и наконец...

В среду в Президиуме Российской академии наук прошла конференция под названием «Телевидение. Экономика. Политика. Новые пути сотрудничества». Её темой стала проблема углубления сотрудничества СМИ стран СНГ и обсуждение будущего Содружества. Однако на деле участники собрания проводили ликбез журналистов на тему того, как надо освещать работу  СНГ и его составляющих, а также способствовать более тесной интеграции государств бывшего СССР.

Заявленный состав участников впечатлял: здесь были руководитель комитета по делам СНГ Андрей Кокошин, госсекретарь союза России и Белоруссии Павел Бородин, послы стран Содружества, руководители различных органов СНГ,  известные политологи. В действительности же в зале не было и половины разрекламированных персон, а большинство присутствующих составила журналистская братия из электронных СМИ и информационных агентств. Особенно много было представителей Казахстана, причём корреспонденты различных телекомпаний Алма-Аты и Астаны, по виду чистокровные казахи, переговаривались между собой исключительно на русском языке.

Начало мероприятия пришлось отложить на полчаса – как говорили полтора десятка лет назад, «кворума не было». Специально приглашённые официанты разносили участникам конференции, гостям и журналистам печенье и шоколадки, чай и кофе; все присутствующие могли попить прямо из термосов. В это время в фойе на больших экранах проходила выставка достижений шоу-бизнеса стран Содружества во главе с победительницей прошлогоднего конкурса «Евровидения» Русланой Лыжичко , разбавленной звёздами таджикской эстрады и грузинской рекламой без русских субтитров.

На трибуну один за другим поднимались второразрядные чиновники из Исполкома СНГ, ЕвразЭС , а также третьи секретари посольств. Вначале они озвучили приветствие участникам форума от Владимира Путина и его казахстанского коллеги Нурсултана Назарбаева. Потом участники из числа всё-таки почтивших конференцию журналистов, политологов и других приглашённых начали говорить, подходить к трибуне, и их выступления сливались друг с другом настолько, что представлялось возможным различать только мужские и женские голоса.

Об интересе к происходившему свидетельствует тот факт, что пришедшие освещать мероприятие журналисты очень быстро начали забираться по дальним углам и образовывать компании, которые обсуждали всё что угодно, но только не слова, произносимые с трибуны. Скоро к ним начали присоединяться и участники конференции, которые постоянно выходили попить чаю, покурить, а то и вовсе уходили погулять в Нескучный сад. Вернуться их заставила только промозглая погода с мокрым снегом и пронизывающим ветром с Москвы-реки.

Один за другим ораторы говорили о том, что средства массовой информации недостаточно делают для того, чтобы народы бывшего СССР становились ближе друг к другу. Рассказывали о сотнях документов, подписанных лидерами стран Содружества. Правда, потом полустыдливо добавлялось, что большая их часть так и осталась пустым листом бумаги. Вспоминали нашумевшую историю об убийстве в Петербурге таджикской девочки, которое пресса, по мнению выступавших, слишком мало осуждала. Рассказали и о том, что российские СМИ очень мало работают на фронте борьбы с ксенофобией. И это при том, что мигранты из Таджикистана крайне полезны для России, и их права надо как можно больше расширять.

Тут не выдержал один из белорусских журналистов. Мы вышли из зала, он попросил меня выключить диктофон, а после этого произнёс примерно следующее: «Подавляющее большинство граждан моей страны убеждены в том, что Белоруссии нечего делать в одной организации с Таджикистаном, Узбекистаном, Туркменией, Киргизией и Азербайджаном. С ними надо вводить визы, иначе страну захлестнут потоки наркотиков, террор, преступность, антисанитария и попрошайки». Он оговорился, что практически в каждой из этих стран у него есть друзья, но они – счастливое исключение из правила.

Далее он продолжил о союзе России и Белоруссии. «Разумеется, большинство белорусов выступает за союз с Россией с будущим включением в него Украины, за ЕЭП , не против они и особых отношений с христианскими Арменией, Грузией и Молдавией. Но цель у такого союза должна быть одна – сближение с Евросоюзом, с возможностью когда-либо туда вступить. Конечно, без вреда для отношений с Россией. СНГ же в нынешнем виде в Белоруссии непопулярно – именно из-за отсутствия барьеров на пути мигрантов из Средней Азии. И если Россия будет с ними излишне заигрывать, белорусы на время этого заигрывания отвернутся от неё как от государства».

Когда мы вернулись в зал, очередной докладчик рассказывал о том, как надо модернизировать СНГ и создавать нового евразийского человека, как создать единое информационное поле. Интересно отметить, что ораторы всячески избегали упоминания всевозможных «цветных» революций последнего времени. Фамилия Ющенко не была произнесена ни разу, а фамилию Саакашвили вспомнил только глава телерадиокомпании «Мир» Дмитрий Сенин, сказав, что президент Грузии бросил вызов всему СНГ и кардинально его изменил. И каждое серое выступление сопровождалось натужными жидкими аплодисментами, после чего большинство старалось выйти покурить или перекусить.

Происходившее на конференции ещё раз доказало, что будущее СНГ в лучшем случае крайне туманно. Если у людей, прямо несущих ответственность за его будущее, находятся дела поважнее, а исполнительный секретарь Содружества Владимир Рушайло даже не был заявлен в список участников, то о какой светлой перспективе объединения постсоветского пространства может идти речь? Слова белорусского коллеги могут только подтвердить скептическое отношение к Содружеству во всех слоях общества, начиная от дяди Васи в полесской деревушке и кончая чиновниками из Кремля. Уж слишком разные эти страны, и слишком неодинаковым видят они своё будущее. Видимо, СНГ приказало долго жить…

Вадим Трухачев

Автор Любовь Савицкая
Любовь Савицкая — заместитель генерального директора ООО "Правда.Ру" *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить