Молдавия готова на автономию Приднестровья?

ПМР Последние месяцы руководство Молдавии сделало несколько резких шагов и заявлений, которые испортили и без того непростые отношения с Россией и Приднестровьем . Официальный Кишинёв отвергал все планы по предоставлению районам на левом берегу Днестра какой-либо автономии. И вот сенсация: Молдавия согласилась на автономию. Всё это происходит на фоне обострения политической обстановки в самой Молдавии в связи с переносом выборов мэра Кишинёва и задержанием граждан России и Украины.

Автором столь "революционного" документа стал министр реинтеграции Молдавии Василий Шова . Согласно тексту, Приднестровье станет автономной республикой в составе Молдавии. Оно будет участвовать во внутри- и внешнеэкономической деятельности, а её ресурсы и предприятия будут находиться в совместном ведении центра и региона. Официальными языками Приднестровья будут молдавский (на основе латинского алфавита), русский и украинский.

Наибольшим прорывом следует признать следующий пункт: Приднестровье будет иметь право на выход из состава Молдавии, если последняя объединиться с другим государством или в случае потери страной статуса субъекта международного права. С оговоркой, что это должно делаться под международным наблюдением на основе референдума. Очевидно, имеется в виду вхождение Молдавии в состав Румынии.

Высшим законодательным органом Приднестровья будет Верховный Совет, избранный на основе свободных выборов. Подготовка и проведение выборов в него будут вестись международной избирательной комиссией под мандатом ОБСЕ. Высшим исполнительным органом Приднестровской Республики будет кабинет министров, который утвердит Верховный Совет Приднестровья.

Казалось бы, всё, конфликт близок к завершению. Но есть одно "но", и это "но" кроется в политике самого молдавского руководства. В 2001 г., когда к власти пришёл президент-коммунист Владимир Воронин, он обещал мирно решить застарелую приднестровскую проблему. И когда тогдашний замглавы Администрации президента России Дмитрий Козак приехал в Кишинёв с уже готовым планом, текст которого практически повторял озвученное молдавским министром, Воронин под прямым давлением США и Евросоюза отказался его подписывать, и вернулся к политике, проводимой в отношении Приднестровья его предшественниками — национал-демократами.

Официальный Кишинёв в ультимативной форме требовал от Тирасполя отказаться от идеи автономии, немедленно вывести остатки российской 14-й армии, а также ввёл против Приднестровья экономическую блокаду. Всё это сопровождалось словами о необходимости движение Молдавии в сторону ЕС и откровенными, подчас хамскими выпадами в адрес России. Когда с идеей об автономии Приднестровья выступил Виктор Ющенко, в плане которого упор делался на замену российских войск украинскими и (или) международными, Воронин отверг и его.

Главным основанием молдавских властей были слова о том, что Приднестровье по своему этническому составу не отличается от остальной страны. Это верно, но теперь следует посмотреть, какая национальная политика проводится внутри "большой" Молдавии. В отличие от Приднестровья, где официальными языками являются молдавский, русский и украинский, на остальной территории Молдавии официальным считается только первый. И это при том, что русский (и в меньшей степени, украинский) язык является родным не только для славянского населения, но и для многих этнических молдаван. При этом и восточные славяне, и молдаване живут вперемешку, и моноэтнических районов практически нет. Бессчётно и количество смешанных браков, двух- и даже трёхъязычных граждан.

Ещё один вопрос — название государственного языка. Уже несколько лет он называется "румынским", поскольку ещё в начале 1990-х гг. он был переведён с кириллицы на латиницу и практически перестал отличаться от близкородственного языка Румынии.
В школах преподаётся предмет под названием "История румын", где говорится о русской оккупации Молдавии. В то же время в Приднестровье язык продолжает называться "молдавским", а в качестве графики сохраняется кириллица.

Следует отметить, что заявленное и сегодня желание официального Кишинёва перевести язык на латиницу противоречит истории. Дело в том, что и собственно в румынском языке веками писали на кириллице, и только в ХХ в. перевели его на латиницу. В Молдавии на латинице не писали никогда. Вероятно, такой перевод делается для того, чтобы подготовить почву для вхождения Молдавии в состав Румынии, куда она входила с 1918 по 1940 г. Однако стоит отметить, что территория Приднестровья никогда не была румынской, и славянское население составляет здесь всё же больший процент, чем в остальной Молдавии, да и в состав России эта территория входила с 18 в. непрерывно. Поэтому специфика у этого региона всё же есть. Возможности выхода Приднестровья из состава страны в случае поглощения её Румынией провозглашены, но обставлены немалым числом формальностей.

И этими "формальностями" является проведение референдума под контролем ОБСЕ . Учитывая прокатившуюся волну "оранжевых" революций, приуроченных к выборам и референдумам, опасность вхождения Приднестровья в состав Румынии не кажется преувеличенной. Тем более что министр официально подтвердил курс на объединение с западным соседом. Раньше президент Воронин избегал этих слов, но теперь его министр заговорил о том, что раньше считалось прерогативой местных "оранжевых" националистов из Народного фронта.

Для влиятельных кругов Запада вопрос статуса Приднестровья представляется вторичным. По сравнению с главным: об ограничении роли России на постсоветском пространстве и выводе из Приднестровья остатков российской 14-й армии, которая в 1992 г. сумела приостановить братоубийственную бойню. Войну в регионе спровоцировало нежелание прорумынских националистов в Кишинёве учитывать специфику левобережных районов Днестра. ЕС, Совету Европы, ОБСЕ и США необходимо поставить Приднестровье под свой контроль путём контроля за "демократическими выборами", на что ясно намекают в новом плане молдавские власти. Но попытка Запада провести здесь "оранжевую" революцию может иметь непредсказуемые последствия, поскольку нечто похожее на неё в этих краях в начале 90-х. гг. уже было.

О планах Запада на Приднестровье подробно рассказал на пресс-конференции лидер украинской партии "Братство", которое долгие годы рассматривало в качестве главного противника Украины Россию, Дмитрий Корчинский. "В молдавско-приднестровском противостоянии, которое составляет основу всей политики Молдавии, нас интересует судьба Приднестровья. Его судьбу уже решили в Брюсселе, и состоит он из трёх пунктов. Первое — вывод оттуда остатков российских войск. Второе — установление плотного контроля за границами непризнанной республики. Американское посольство сказало правительству Украины, что через украинско-приднестровскую границу не должно пройти ни грамма контрабанды, а под контрабандой можно понимать любую приднестровскую продукцию, которую откажется штамповать молдавское руководство. Третье — проведение в Приднестровье "свободных выборов". Как известно, демократические выборы — это тот инструмент, где американцы расставляют своих марионеток", — сказал он.

Ещё одно препятствие к воплощению в жизнь плана по урегулированию — внутренняя политика властей Молдавии. В стране фактически были сорваны выборы мэра Кишинёва, а пожелавшие присутствовать на них наблюдатели из России и Украины либо не впускались в страну, либо отправлялись за решётку. Глава МИД России Сергей Лавров назвал это беззаконием и "попыткой ещё больше обострить российско-молдавские отношения". В тюрьму посажены многие деятели молдавской оппозиции, чьи противоречия с президентом Ворониным куда меньше, чем у руководства Приднестровья. Так что нет никакой гарантии, что их не посадят в тюрьму по обвинению в "сепаратизме". Тем более, что никакого поста президента Приднестровья не предусмотрено и в новом молдавском плане, и беспокойство Игоря Смирнова кажется вполне обоснованным.

Пока же предложение молдавского министра кажется не более чем пиаровским ходом, а вся политика официального Кишинёва ведёт к новому кровопролитию в Приднестровье. На его реальную возможность намекнул уже цитировавшийся выше Дмитрий Корчинский. На вопрос обозревателя "Правды.ру" о том, каким он видит будущий статус Приднестровья, Корчинский сказал: "Приднестровье должно сохранять независимость, они её отстояли с оружием в руках. Это было бы выгодно и для Украины, и для России в геополитическом смысле. Думаю, это выгодно и для Молдавии. Постоянно встаёт вопрос о присоединении Молдавии к Румынии, и в этом случае мы будем бороться против этого с оружием в руках". И здесь стоит отметить, что народ Приднестровья уже однажды решительно выступил против ухода из региона России и вхождения в состав Румынии.

И руководство Молдавии до сих пор делает всё для того, чтобы конфликт разморозился. Воронин уже не раз говорил, что силовому сценарию мешает только присутствие российских войск. Последствия такой политики могут быть плачевны: насильственное присоединение левобережья Днестра может вызвать вооружённый конфликт между славянами и восточнороманским населением (молдаванами и румынами, чьи языки действительно крайне близки). Никогда раньше славянское и молдавское население не воевало друг с другом. Смешанные браки и принадлежность к одной и той же Православной церкви позволяло считать русских, украинцев, молдаван и даже румын братскими народами. И вместо урегулирования горячей точкой может стать не только Приднестровье, но и вся Молдавия.

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить